Чем отличается вентиль от задвижки разница в конструкции и функциях

В чем различия между вентилем и задвижкой

Арматура запорного типа играет регулирующую и антиаварийную роль в работе системы трубопровода. Ключевые ее детали задвижка и вентиль имеют разницу в конструкции, принципе действия, при похожих эксплуатационных требованиях к ним. Знание таких отличий даст возможность установить этот элемент, который гарантирует самую большую рабочую эффективность сети.

Что знают под вентилем

Вентиль – элемент запорный трубопровода, который может не только закрывать поток рабочего вещества, но и настраивать его. Его конструкция дает возможность ставить регулируемый поток: от самого большого до полного его прекращения с рядом средних значений.

Особенности конструкции в

  • Корпус. Очень часто литой, но можно найти модели с разборными частями. Имеет два отверстия, через которые проходит жидкость, газ. В середине ставится механизм запорного типа. Для монтирования в систему трубопровода имеет две резьбы или отверстия под фланцевое крепление. Вентиль будет проходным, если эти отрезки трубы крепления размещены с разных сторон. К категории углового относят вентиль со обоюдно перпендикулярными осями.
  • Запорное устройство. Запор – система клапана со шпинделем, которые соединены резьбой с направляющими. Клапан по форме затвора бывает игольчатым и тарельчатым.
  • Маховик. Это выведенная наружу ручка вентиля, образующая нагрузку на резьбу. Вращение рукояти опускает и поднимает клапан.

Уплотнители для хорошего перекрытия применяются в некоторых видах.. При открывании вентиля тарелка отрывается от седла.

вентиль

Виды вентилей

Как качественно установить

Соединитель ставится таким образом, чтобы поток среды работы изгибался под прямым углом два раза в 2-ух параллельных плоскостях. В подобном варианте жидкость или газ протекает под тарелку, чем выполняет давление на нее при рабочем режиме «закрыто» с бока седла. Это давление несколько способствует отрыву тарелки от седла при открывании вентиля.

Обращать собственное внимание! Если направление потока противоположное, тогда при открывании его давление сделает добавочную нагрузку на клапан и может сорвать шток.

Виды запорного устройства вентиля

По типу запора вентили делят на

  • Клапанные (вентильный кран). Имеет две перегородки, которые разделяют корпус на 2 половины. Перегородка может быть сделана в виде конуса. Клапан как часть штока упирается в эластичную прокладку, контактирующую с седлом. Поворот крепёжного соединения в виде резьбы поднимает и опускает клапан. Этот вид вентиля рассчитывается на поток большого давления, прост в управлении, его запорное устройство при неисправности легко заменяется. Минусом является скоротечный износ прокладки из резины.
  • Шаровой или кран. Устройство закрытия исполнено шарообразной формы со сквозной прорезью. Размер прорези определяется нужным потоком среды работы. Чтобы полностью закрывать поток шар передвигают таким образом, чтобы его прорезь была направлена перпендикулярно к потоку. Такой вентиль теряет собственную регулирующую функцию.

Что знают под задвижкой

Задвижка – элемент запорный трубопровода, у которого затвор передвигается перпендикулярно к оси потока среды работы. Имеет возможность только полностью закрывать поток без функции регулирования.Блокирующий компонент задвижек передвигается вверх – «открыто», вниз – «закрыто».

конструкция

Виды задвижек

Особенности конструкции задвижек

  • Корпус. Делается литьем.
  • Механизм запорного типа. Имеет форму клина, который прячется сверху седла в положении "Закрыто".
  • Маховик. Имеет ручку с резьбой, соединенной с клином.

При повороте маховика, клин уходит вниз, проникает в нижнюю часть поверхности седла с уплотнителями из резины и закрывает проходное отверстие. За счёт непрерывного трения клина об уплотнитель, последний быстро приходит в непригодность.

Важно! Задвижку можно ставить независимо от направления потока в трубе, за счёт перпендикулярной ориентации механизма запорного типа и полного отсутствия сопротивления движения смеси.

задвижка

Задвижка в разрезе

Материал для производства арматуры запорной

Отличают вентили и задвижки для установки в трубопроводах на внутренних (укрытых) и наружных участках. Популярными считаются запоры из латуни, бронзы, стали, также и нержавеющей, чугуна. Сейчас распространение получили пластиковые вентили. При подборе арматуры запорной руководствуются такими факторами:

  • Из латуни и бронзы изготавливают наиболее надежные, долговечные, практические устройства. Они подходят для абсолютно любого типа рабочей смеси. Отлично себя зарекомендовали вентили из данных материалов в системах обогрева: из-за отсутствия накипи, нет теплопотерь. Основной минус – большая цена, что не дает возможность их использование для труб крупного диаметра;
  • Участки с наружной стороны трубо-проводов, трубы крупного диаметра оборудуются запорной арматурой их чугуна и стали. Данные материалы очень прочные, чтобы держать нагрузочное большое давление в магистрали, однако при этом намного дешевле заменителей из бронзы, латуни;
  • Самый популярный и хороший вариант по соотношению «качество-цена» для внутренних водо-, газо-, систем теплопроводов – нержавеющая сталь. По собственным рабочим свойствам вентили из нержавейки годятся для установки на всех внутренних трубопроводных сетях, даже при большом давлении. Однако не рекомендуется закрывать такими запорами трубы с горячими смесями. В середине устройства в течении определенного времени появляется накипь, что вызывает уменьшение пропуска жидкости;
  • Экономный вариант – пластиковая арматура запорного типа. Не советуется для применения в промышленных магистралях, на внешних участках систем индивидуального газо-, водообеспечения. Подойдет для помещений внутри. Ставится исключительно на трубы из пластика.
задвижка

Латунный соединитель

Общие признаки арматуры запорной

Вентили и задвижки предназначаются для остановки потока рабочей смеси в трубопроводах разного назначения. Они устанавливаются на резьбу или фланец. Для трубо-проводов с давлением 1,6 Мпа практическим, долговечным считается крепёжное соединение в виде резьбы. Промышленные инженерные системы с рабочим давлением более 10 Мпа из чугунных (стальных) компонентов перекрываются запорной арматурой установленной на фланцы. Вентили из пластика навариваются особенной сваркой.

Цена сформировывается из стоимости материала, конструкционных особенностей, используемых добавочных деталей.

Отличительные отличия

В общем варианте важных отличий 4-ре:

  • Вентиль имеет дополнительный функционал в виде регулирования потока жидкости, газа. Задвижка служит исключительно для перекрытия трубы;
  • Задвижки очень часто используют для труб крупного диаметра, присутствующих под большим давлением, где у них за счёт одностороннего давления заслонка вплотную прилегает к седлу. Вентили в подобных условиях быстрее и легче перекрывают трубопровод, но открытие затруднено. При крепком гидравлическом ударе может выйти из строя механизм запорного типа;
  • Задвижки быстрее ломаются, так как внутренние уплотнительные кольца седла снашиваются;
  • Блокирование подачи жидкости, газа в вентиле происходит в параллельной плоскости, а в задвижке – в перпендикулярной;
  • Стоимость на вентили довольно высокая.
конструкция

Участок магистрального трубопровода

Все разновидности арматуры запорной служат имеют собственные специфики. Зная чем в конструкции выделяется вентиль от задвижки, выбирается тот вариант, который гарантирует работу без перебоев системы.

Задвижка клиновая — принцип действия