Дагестанские ковры – дополнение интерьера для создания атмосферы тепла и уюта

Во время выбора ковра появляются проблемы с подбором изготовителя и свойствами изделий. Некоторые потребители останавливают собственный взгляд на образцах производства Индии, Турции, иных государств оставляя без внимания тот момент, что дагестанские ковры ручной работы по множеству показателей находятся на равной, а порой и наиболее высокой ступеньки, а уровень мастерства людей, которые их делают, изумляет. Ковер из Дагестана вносит в дом доброту и спокойствие на долго. Сочетание цветов располагает к воспоминаниям о родном крае, каким он ни был, и где бы ни находился.

Дагестанские ковры – дополнение интерьера для создания атмосферы тепла и уюта

Неповторимый рисунок ковра

История создания ковров

Ковроделие в Дагестане имеет глубокие исторические корни, и является одним из ведущих эстетических ремесленных искусств. Без приувеличения можно говорить, что доминирующие многие женщины республики, между работами, связанными с выращиванием плодоносящих растений, занимаются ручным рукоделием и ткачеством уникальных изделий.

Неверно считать, что в начале собственной истории ковры строились как аксессуар роскоши.  В действительности исторически сложилось, что народы восточных регионов вели кочевнический жизненный образ. Вот основные специфики, сопровождающие такой жизненный стиль:

  • малый объем возимых с собой вещей для обустраивания не постоянных жилищ и зимников, который помещался на несколько лошадей или повозку;
  • изменения горной погоды, нежданная смена ветра, спонтанное появление дождевых фронтов – все это обуславливало жизненную надобность быстрого благоустройства дома;
  • перепады климата (холод, жара) требовали хорошего теплосбережения в жилье, а ковры красиво справлялись с такими задачами.

Дагестанские ковры – дополнение интерьера для создания атмосферы тепла и уюта

Обычный рисунок

Точно установлено, что первые ковры сильно отличались от современных образцов. Это связано с тем, что пришествием времени, кроме указанных функций, люди стали применять дагестанские ковры как предмет роскоши. К ним начали относить изделия со специальными изобразительными элементами и высшими высококачественными свойствами. Люди, облаченные властными полномочиями, окружали себя именно данными изделиями.

История говорит, что надёжность и качество ковра, который сделан дагестанскими мастерами проверялось в три момента:

  • на первом по новому ковру пускали табун лошадей, очень часто много раз;
  • на втором изделие выставляли под палящие горное солнце и держали на воздухе два-три дня;
  • на последней стадии опускали в воды горной реки и ожидали 3-4 часа.

Если ковровый покров выдерживал проверки хорошо, не менял цвет и форму, то работы подобного мастера ковроделия оценивались, в высокой степени благоприятно и много стоили. Остается лишь переживать, что в настоящее время такие зрелищные и беспощадные проверки ковровые изделия не проходят.

Классификация дагестанских ковров

Техники выполнения дагестанских ковров ручного производства разделили их на 3 вида: войлочные, без ворса и ковровые изделия с ворсовой поверхностью.

  1. В индивидуальных районах Дагестана войлочный ковер – необходимый атрибут приданного невесты. Рисунок собой представляет череду орнаментов в виде фигур, напоминающих геометрические. Изготавливают войлок по старинной технологии. Раньше приготовленная шерсть отделывается горячей водой, располагается на циновке и одновременно с ней скручивается ручным способом. Операция повторяется до достижения необходимого результата – уменьшения толщины в восемь и более раз. Используется метод горячего нанесения цвета на заготовку. Потом по трафарету врезают разнообразные цвета войлочной плоскости друг в друга, тщательно сшивают. Так на конечном шаге выходит два ковра с обратным конечным видом цвета.

Дагестанские ковры – дополнение интерьера для создания атмосферы тепла и уюта

Фрагмент изделия

Дагестанские ковры – дополнение интерьера для создания атмосферы тепла и уюта

Войлочное изделие

Дагестанские ковры – дополнение интерьера для создания атмосферы тепла и уюта

Различное выполнение изделий

  1. Один из очень популярных безворсовых ковров называют «сумах». Делается он и в индивидуальных районах Азербайджана. Данные изделия представляют художественную ценность. Применяются они для покрытия напольной поверхности. Благодаря плотности плетения почти что не вбирают в себя пыль и мелкие частицы мусора, удачно отсекают холод от поверхности земляного или иного необогреваемого основания. Одновременно такой ковер мягок и пружинист. По сей день в дагестанских семьях он считается необходимым атрибутом. В старые времена один ковер сумах стоил доброго коня или кормилицы – коровы. Изображение, наносимые на поверхность, являют собой фигуры геометрической формы (ромбы, квадраты, треугольники, полосы).

Дагестанские ковры – дополнение интерьера для создания атмосферы тепла и уюта

Безворсовое изделие

Дагестанские ковры – дополнение интерьера для создания атмосферы тепла и уюта

Орнаменты ковров

Дагестанские ковры – дополнение интерьера для создания атмосферы тепла и уюта

Разнообразие изделий

К безворсовым изделиям относят дагестанские ковры типа килима, сумахи или циновок. Первые являют собой паласы, плетение которых сделано полосками разнообразных цветов. Из сырья применяют хлопок, шерстяную и переработанную конопляную основу. Вторые выделяют – нанесение рисунков очень сложных, чем на килимах, геометрически правильных орнаментов контрастного цвета. Аналогичное построение изображений применяют на носимых сумках. Циновки изготовляли для применения в роли индивидуальных изделий или чтобы укладывать по главные ковровые прорытия. В виде основания во время изготовления используют грубую без нанесения цвета шерсть или хлопковую нить, при этом наносят рисунок вплетением окрашенной шерсти. Золотые цвета фона изделия наполняют темно-синими рисунками с красным обрамлением.

Дагестанские ковры – дополнение интерьера для создания атмосферы тепла и уюта

Килим

Дагестанские ковры – дополнение интерьера для создания атмосферы тепла и уюта

краски в ярком цвете

Дагестанские ковры – дополнение интерьера для создания атмосферы тепла и уюта

Табасарские ковры

3. Рисунок ворсовых ковров состоит из бордюра и центральной части. Узоры используются очень трудные. Фон синий или темно-красный. Рисунки – стилизованные изображения растений, животных, человека.

Главное! Практика демонстрирует, что ковры однотипные, но сделанные в самых разных районах Дагестана, имеют оформительские отличия. Подбирая изделие для дома стоит опираться на свои чувства и доминирующие цвета интерьера помещения, в котором планируется его расположение.

Приобретение ковра

Подбирая дагестанский ковер, необходимо обратить свое внимание на метод плетения – ручной или с использованием автоматических устройств. Погоня за прибылью стала причиной тому, что продавцы рекомендуют товар по стоимости ручной работы, не имея на то должных оснований. Свойственными симптомами дагестанского ковра ручной работы в большинстве случаев считают:

  1. Присутствие на изделии бахромы, которая продолжает основу ковра. В некоторых случаях бахрома подшивается к внутренней стороне изделия. Во время изготовления автоматическим способом бахрома подшивается отдельно.

Дагестанские ковры – дополнение интерьера для создания атмосферы тепла и уюта

Обрамление ковра

  1. Обработка кромки ковра. Оверлок при автоматизированном изготовлении оставляет ровные стежки с одинаковой затяжкой, на случай ручной работы есть некоторые непохожести стежков.
  2. Узлы связывания ниток с обратной стороны ковра. При автоматизации они отсутствуют.
  3. Проверка на идентичность изделия. В индивидуальных изделиях, которые строились ручным способом, по самому центру бахромы может стоять вплетеная подпись мастера. Фабричные изделия клеймятся или на них нашиты предусмотренные законом бирки.
  4. Эффект различной степени окрашенности нити. Появляется при разработке дагестанских ковров в деревенских условиях. Одновременное окрашивание необходимого количества нити не случается, в результате – нить имеет один цвет, но представленный всевозможными оттенками.
  5. Ручная работа отличается присутствием маленьких минусов ковровой поверхности и неоднородности нанесённого рисунка. Мастера изготавливают одни ковер долгое время, за которое появление маленького недочета допускается, при автоматизированном производстве эти повреждения исключены.
  6. Характеристика материалов, использованных во время изготовления ковра. Для ручной работы в основном применяют настоящее сырье. Присутствие в структуре изделия акрила и прочих полимерных материалов говорит о машинной работе.

Главное! Во время покупки дагестанского ковра ручной работы, правильным считают пройти консультацию в нескольких точках продажи. Неплохо бы услышать мнение о товаре по впечатлениям потребителей. Беря во внимание ценность приобретения, при сомнениях в качестве товара и методе изготовления, покупку лучше отложить.

Дагестанские ковры – дополнение интерьера для создания атмосферы тепла и уюта

Плетение

Приобретая дагестанский ковер ручной работы, хозяин дома осознанно выполняет атмосферу мира и доброй семейной обстановки. Много раз подтверждённая культурная ценность данных изделий воплощает обычное расположение ковра на полу либо поверхности стены к в привнесение в дом части истории и древних ценностей. Сделанный в ручную, ковер служит многим поколениям, напоминая при этом о традициях народа.  К тому же, при наступлении тяжёлых периодов, реализация подобного интерьерного предмета поможет решить временные трудности в финансовом плане.

Самаркандские ковры ручной работы, производство