Во время выбора ковра появляются проблемы с подбором изготовителя и свойствами изделий. Некоторые потребители останавливают собственный взгляд на образцах производства Индии, Турции, иных государств оставляя без внимания тот момент, что дагестанские ковры ручной работы по множеству показателей находятся на равной, а порой и наиболее высокой ступеньки, а уровень мастерства людей, которые их делают, изумляет. Ковер из Дагестана вносит в дом доброту и спокойствие на долго. Сочетание цветов располагает к воспоминаниям о родном крае, каким он ни был, и где бы ни находился.
Неповторимый рисунок ковра
История создания ковров
Ковроделие в Дагестане имеет глубокие исторические корни, и является одним из ведущих эстетических ремесленных искусств. Без приувеличения можно говорить, что доминирующие многие женщины республики, между работами, связанными с выращиванием плодоносящих растений, занимаются ручным рукоделием и ткачеством уникальных изделий.
Неверно считать, что в начале собственной истории ковры строились как аксессуар роскоши. В действительности исторически сложилось, что народы восточных регионов вели кочевнический жизненный образ. Вот основные специфики, сопровождающие такой жизненный стиль:
- малый объем возимых с собой вещей для обустраивания не постоянных жилищ и зимников, который помещался на несколько лошадей или повозку;
- изменения горной погоды, нежданная смена ветра, спонтанное появление дождевых фронтов – все это обуславливало жизненную надобность быстрого благоустройства дома;
- перепады климата (холод, жара) требовали хорошего теплосбережения в жилье, а ковры красиво справлялись с такими задачами.
Обычный рисунок
Точно установлено, что первые ковры сильно отличались от современных образцов. Это связано с тем, что пришествием времени, кроме указанных функций, люди стали применять дагестанские ковры как предмет роскоши. К ним начали относить изделия со специальными изобразительными элементами и высшими высококачественными свойствами. Люди, облаченные властными полномочиями, окружали себя именно данными изделиями.
История говорит, что надёжность и качество ковра, который сделан дагестанскими мастерами проверялось в три момента:
- на первом по новому ковру пускали табун лошадей, очень часто много раз;
- на втором изделие выставляли под палящие горное солнце и держали на воздухе два-три дня;
- на последней стадии опускали в воды горной реки и ожидали 3-4 часа.
Если ковровый покров выдерживал проверки хорошо, не менял цвет и форму, то работы подобного мастера ковроделия оценивались, в высокой степени благоприятно и много стоили. Остается лишь переживать, что в настоящее время такие зрелищные и беспощадные проверки ковровые изделия не проходят.
Классификация дагестанских ковров
Техники выполнения дагестанских ковров ручного производства разделили их на 3 вида: войлочные, без ворса и ковровые изделия с ворсовой поверхностью.
- В индивидуальных районах Дагестана войлочный ковер – необходимый атрибут приданного невесты. Рисунок собой представляет череду орнаментов в виде фигур, напоминающих геометрические. Изготавливают войлок по старинной технологии. Раньше приготовленная шерсть отделывается горячей водой, располагается на циновке и одновременно с ней скручивается ручным способом. Операция повторяется до достижения необходимого результата – уменьшения толщины в восемь и более раз. Используется метод горячего нанесения цвета на заготовку. Потом по трафарету врезают разнообразные цвета войлочной плоскости друг в друга, тщательно сшивают. Так на конечном шаге выходит два ковра с обратным конечным видом цвета.
Фрагмент изделия
Войлочное изделие
Различное выполнение изделий
- Один из очень популярных безворсовых ковров называют «сумах». Делается он и в индивидуальных районах Азербайджана. Данные изделия представляют художественную ценность. Применяются они для покрытия напольной поверхности. Благодаря плотности плетения почти что не вбирают в себя пыль и мелкие частицы мусора, удачно отсекают холод от поверхности земляного или иного необогреваемого основания. Одновременно такой ковер мягок и пружинист. По сей день в дагестанских семьях он считается необходимым атрибутом. В старые времена один ковер сумах стоил доброго коня или кормилицы – коровы. Изображение, наносимые на поверхность, являют собой фигуры геометрической формы (ромбы, квадраты, треугольники, полосы).
Безворсовое изделие
Орнаменты ковров
Разнообразие изделий
К безворсовым изделиям относят дагестанские ковры типа килима, сумахи или циновок. Первые являют собой паласы, плетение которых сделано полосками разнообразных цветов. Из сырья применяют хлопок, шерстяную и переработанную конопляную основу. Вторые выделяют – нанесение рисунков очень сложных, чем на килимах, геометрически правильных орнаментов контрастного цвета. Аналогичное построение изображений применяют на носимых сумках. Циновки изготовляли для применения в роли индивидуальных изделий или чтобы укладывать по главные ковровые прорытия. В виде основания во время изготовления используют грубую без нанесения цвета шерсть или хлопковую нить, при этом наносят рисунок вплетением окрашенной шерсти. Золотые цвета фона изделия наполняют темно-синими рисунками с красным обрамлением.
Килим
краски в ярком цвете
Табасарские ковры
3. Рисунок ворсовых ковров состоит из бордюра и центральной части. Узоры используются очень трудные. Фон синий или темно-красный. Рисунки – стилизованные изображения растений, животных, человека.
Главное! Практика демонстрирует, что ковры однотипные, но сделанные в самых разных районах Дагестана, имеют оформительские отличия. Подбирая изделие для дома стоит опираться на свои чувства и доминирующие цвета интерьера помещения, в котором планируется его расположение.
Приобретение ковра
Подбирая дагестанский ковер, необходимо обратить свое внимание на метод плетения – ручной или с использованием автоматических устройств. Погоня за прибылью стала причиной тому, что продавцы рекомендуют товар по стоимости ручной работы, не имея на то должных оснований. Свойственными симптомами дагестанского ковра ручной работы в большинстве случаев считают:
- Присутствие на изделии бахромы, которая продолжает основу ковра. В некоторых случаях бахрома подшивается к внутренней стороне изделия. Во время изготовления автоматическим способом бахрома подшивается отдельно.
Обрамление ковра
- Обработка кромки ковра. Оверлок при автоматизированном изготовлении оставляет ровные стежки с одинаковой затяжкой, на случай ручной работы есть некоторые непохожести стежков.
- Узлы связывания ниток с обратной стороны ковра. При автоматизации они отсутствуют.
- Проверка на идентичность изделия. В индивидуальных изделиях, которые строились ручным способом, по самому центру бахромы может стоять вплетеная подпись мастера. Фабричные изделия клеймятся или на них нашиты предусмотренные законом бирки.
- Эффект различной степени окрашенности нити. Появляется при разработке дагестанских ковров в деревенских условиях. Одновременное окрашивание необходимого количества нити не случается, в результате – нить имеет один цвет, но представленный всевозможными оттенками.
- Ручная работа отличается присутствием маленьких минусов ковровой поверхности и неоднородности нанесённого рисунка. Мастера изготавливают одни ковер долгое время, за которое появление маленького недочета допускается, при автоматизированном производстве эти повреждения исключены.
- Характеристика материалов, использованных во время изготовления ковра. Для ручной работы в основном применяют настоящее сырье. Присутствие в структуре изделия акрила и прочих полимерных материалов говорит о машинной работе.
Главное! Во время покупки дагестанского ковра ручной работы, правильным считают пройти консультацию в нескольких точках продажи. Неплохо бы услышать мнение о товаре по впечатлениям потребителей. Беря во внимание ценность приобретения, при сомнениях в качестве товара и методе изготовления, покупку лучше отложить.
Плетение
Приобретая дагестанский ковер ручной работы, хозяин дома осознанно выполняет атмосферу мира и доброй семейной обстановки. Много раз подтверждённая культурная ценность данных изделий воплощает обычное расположение ковра на полу либо поверхности стены к в привнесение в дом части истории и древних ценностей. Сделанный в ручную, ковер служит многим поколениям, напоминая при этом о традициях народа. К тому же, при наступлении тяжёлых периодов, реализация подобного интерьерного предмета поможет решить временные трудности в финансовом плане.