Комбайн «Нива» СК-5: обзор, характеристики, преимущества, и недостатки
Самые удачные конструкции машин по истечению определенного времени обрастают легендами и становятся своего рода символами эпохи. К тому же, большинство из них удачно работают и выпускаются даже в наше время. Одного из подобных «долгожителей» мы и рассмотрим в обзоре. Выясним, чем примечательно устройство легендарного комбайна «Нива СК-5».
История создания
Вся конвейерная «жизнь» данной машины связана с заводом «Ростсельмаш». Еще во второй половине 50-х годов прошлого века местные инженеры довели до конвейера самоходный СК-3. Для предприятия это был прорыв — до этого там выпускали только прицепные агрегаты.
Столь удачное шасси и послужило основанием для «пятерки». Ее разработка и обкатка заняли много времени — первые серийные СК-5 выпустили лишь в первой половине 70-ых годов двадцатого века, и еще 3 года новинка выпускалась одновременно с уже знакомым комбайном.
Так же времени потребовалось для доводки первого ходового экземпляра — «образец» был готов еще во второй половине 60-ых годов двадцатого века.
Где используют комбайн
Главная «область деятельности» этой модели — уборка и первичная переработка зерновых. За счёт довольно небольших габаритов и маневренности комбайн замечательно подойдет для обработки нешироких участков либо же условий сложного рельефа.
Есть и версия для слабонесущих, влажных грунтов. Это машина с полугусеничным ходом, которая тоже освоена заводом.
Квалифицированные механизаторы знают, что в «стесненном» поле привычным «Нивам» нет равных — в подобных условиях они дадут фору более мощным импортным комбайнам.
Технические специфики
Чтобы понимать, чем интересен комбайн СК-5 «Нива», рассмотрим важные технические специфики выпускаемой ныне базовой модели:
- мотор: шестицилиндровый рядный дизель с наддувом, четырехтактный;
- мощность (л. с): 155;
- скорость вращения барабана (об./мин.): 2900;
- кол-во ножей: 64;
- объем бункера (л): 3000;
- скорость разгрузки (л/с): 40;
- разгрузочная высота (м): 2,6;
- вид чистки: двухрешетная;
- ширина жатки (м): 5;
- вся длина соломотряса (м): 3,6, состоит из 4 элементов;
- молотильный механизм: барабанного типа;
- диаметр барабана (м): 0,6;
- вид наклонной камеры: транспортер;
- длина (м): 7,60;
- ширина (м): 3,93;
- высота (м): 4,1;
- сухая масса (т): 7,4.
Мотор комбайна
Современные «Нивы» оборудуются дизелем марки ММЗ — Д.260.1. Этот движок объемом в 7,12 л замечательно подойдет для всевозможных работ.
А дело все в том, что у него хороший запас по крутящему моменту (622 Н/м), который обеспечивает хорошую тягу даже под полной нагрузкой или при проходе сложного участка.
Мотор можно «раскрутить» до 2100 об./мин., но на самом деле пытаются «словить» средние (порядка 1400) обороты — в этом режиме достигается пик мощности.
Жидкостное охлаждение незаменимо для полевых работ, в данном плане минский дизель лучше «воздушников».
В качестве «сердца» этой машины также выступают и подобные моторы, как:
- СМД-17К и СМД-18К (оба — по 100 л. с.);
- 120-сильные СМД серий 19К, 20К и 21К с наддувом.
Они все сделаны по рядной схеме с 4 цилиндрами, но в проиграше «шестикотловому» ММЗ по мощности и расходу — у них он несколько выше.
Ходовая часть
Эта группа узлов в себя включает 2 моста: ведущих колес и управляемый.
Разумеется, первый труднее по конструкции. Он скомпонован из:
- коробки передач;
- муфты сцепления;
- дифференциала;
- блока с тормозом;
- 2 бортовых редукторов;
- конкретно колес.
Коробка передач популярного комбайна модели «Нива» СК-5 — трехступенчатая, оборудована 3 валами и комплектом шестерен, 2 из них выполнены подвижными (как каретки) и крепят на приводной вал.
Первая «прихватывает» первую передачу, а вторая — вторую и третью скорости. После включения передачи «свободные» шестерни блокируются специализированным механизмом.
На приемный шкив приводного вала коробки ставится ведомый диск муфты сцепления, в то время как выжимной с помощью 12 пружин поджимает его к внутренней стороне шкива. Если сцепление отключается, муфта высвобождает ведомый диск и перенаправляет вращение на КПП.
- жёсткой балкой;
- поворотными кулаками;
- трапецией в блоке с гидроцилиндром;
- колесами.
Колесные полуоси держатся в торцах балки при помощи шкворней и шарниров. На самих полуосях конусообразными подшипниками прикреплены ступицы.
На всех типах комбайна поставлен клиноременной привод. Говоря откровенно, момент от мотора подается на шкив коробки передач ремнем, а управляется весь данный процесс с помощью вариатора.
Данная система, смещая диск ведущего блока, перемещает ремень по шкиву, таким образом меняя ширину ручья. Сам ремень при этом съезжает глубже либо выводится «на кромку» (тогда диаметр возрастает).
Работа механизма изменяется золотником гидравлического распределителя, ручка от которого выведена в кабину. Чтобы дать полный ход, ее переводят до конца вперед, а для сброса скорости — отводят назад.
Кабина и рулевое управление
По части комфорта «Нивы» подтянулись до сегодняшних требований. За счёт материалов нового поколения обивки лучшей стала шумоизоляция, да и находиться в середине стало чуть-чуть уютнее — на старых вариантах комбайнер находился, по существу, в нагретой металлической коробке с неважной вентиляцией. На новых же машинах предполагается климатический прибор (правда, в качестве опции).
- рулевую колонку;
- с правой стороны от нее рычажок КПП, разделенные педали тормоза и разгрузки бункера;
- по левую сторону от руля стоят педали сцепления и рычажок «ручника»;
- под рулем есть рычажок топливоподачи, на различных вариантах он может находиться по разную сторону от «баранки».
Подрессоренное сиденье изменяется в 2-ух плоскостях (горизонталь и вертикаль). С правой стороны, в углу кабины, размещен приборный щиток с большим количеством контрольных ламп и контроллеров.
Там же установлены приборы — указатели давления масла и температуры воды, тахометр барабана и амперметр. Последнего может и не быть — многие фермеры ставят упрощенные щитки.
Много места занимает блок управления механизмами работы и системами: барабаном, жаткой, «сбросом» бункера и т. п.
Система гидравлики
У данных комбайнов есть 2 гидравлических системы. Главная эксплуатирует рабочие узлы, а рулевая делает легче управления.
В конструкцию ключевого контура входят:
- насос типа НШ-32У;
- предохранительные клапаны;
- распределитель на 7 выходов;
- двухсторонний ГЦ вариатора;
- гидроцилиндры для подъема жатки и мотовила.
Со своей стороны, рулевой контур в себя включает:
- насос НШ-10Е;
- золотниковый распределитель;
- дозатор;
- рабочий (он же силовой) цилиндр.
Две системы применяют жидкость, поступающую из одного бака объемом 14 л.
Жатка комбайна
Для комбайна «Нива» это одна из довольно значительных систем, по значению ее часто ставят в один ряд с двигателем. Ключевыми узлами и деталями считаются:
- Корпус, на который устанавливаются все рабочие элементы. Его объединяют с наклонной камерой, применяя для этого подвески и шарнир. Вся данная конструкция уравновешивается жёсткими пружинами. На ней же фиксируется шарнирно-телескопическая передача с выходом на ножи.
- Ботинки, регулирующие высоту среза. «Крайние» рассчитаны на 5 и 18 см, в то время как промежуточные варианты — это 10 и 13 см.
- Мотовило, прихватывающее стебли при резке и направляющее их на шнек. В сущности, это вал с закрепленными крестовинами, на которые присоединены маленькие трубчатые валики с пальцами (граблины). Они, со своей стороны, подпружинены.
- Кромка резки. На брусе стоят одинарные пальцы с приклепанными ножевыми пластинами, двигающимися по сторонам. Более того, тут есть также прижимные лопатки и пластины трения. В движение ножи приводятся связкой «шарнир — телескоп».
- Шнек. Это цилиндр с наваренными «разноходными» лентами в виде спиралей — они идут по сторонам, и во время вращения смещают стебли внутрь. Там их подхватывает специализированный пальчик, который направляет эту массу на транспортер.
- «Плавающий» транспортер. Он сделан наклонным и ведет зерно к молотилке. Тут 2 вала со звездочками на краях — ведущий и ведомый. За перевозку «отвечают» втулочно-роликовые цепи со стальными рейками.
- Подборщик. Собирает скошенные стебли и отправляет их на «подошву» жатки. Чтобы его установить придется снять мотовило.
Ключевые вариации комбайна
Не считая базовой модели, на ходу пребывают и «представители» остальных модификаций. Их за почти 50 лет выпуска было много, благодаря этому остановимся на очень популярных. Обозначаются они просто — к сокращению «СК» добавлены буквы и цифровые индексы:
- 5А указывает на 120-сильный мотор;
- версия 5АМ оборудована мотором в 140 сил, а коробка передач смещена влево;
- 5М-1 выделяется гидростатической трансмиссией;
- СКК-5 необходима для работы на участках с непростым рельефом и «берет» склоны до 30°;
- СКП-5М-1 — это полугусеничная модификация для «мокрой» почвы.
Преимущества, и недостатки
За все эксплуатационное время «Нив» собран громадный навык, и о «нраве» таких комбайнов каждый знает, кто имел дело с сельхозмашинами.
Хороших качеств у них много:
- точно изученная конструкция;
- хорошая мобильность при малых габаритах;
- бюджетная цена;
- наличие любых запасных частей и высокая возможность ремонта;
- хорошее качество чистки зерен;
- хорошая продуктивность при относительно малых потерях сбора.
Есть и отличительные минусы:
- иногда «летящие» ремни привода;
- трудности при установке жатки и навесного оборудования; много поколений механизаторов «изобретало» в полевых условиях разные откосы, разварки и держатели;
- не особо мягкий ход при полной загрузке.
Теперь вы знаете, что обеспечило подобную популярность этому великолепному механизму. Надеемся, эта информация поможет сформироваться с выбором техники. Рекордных урожаев!