Перечень архитектурных терминов на буквы Р и С.
Перечень архитектурных терминов на буквы Р и С.
Разрез архитектурный – фронтальная проекция архитектурной детали или строения, отличающаяся относительным плоскостным рассечением. Предназначен для рисунка архитектурной комбинации, внутренних пространств или объемов на чертеже.
Раскреповка – выступ на плоскости карниза, антаблемента или фасада, отличающийся маленькими размерами. Применяется для расчленения фасада, или для его пластического обогащения.
Распалубка – свод маленьких размеров, который создают два ребра сложной формы. Распалубка применяется между цилиндрическим сводом и проемом, либо между готическими нервюрами крестового свода.
Ратуша (от немецкого Rathaus – дом советов) – европейское здание городского самоуправления. Архитектурный вид средневековой ратуши сложился в 12-14 веках. В типовом виде она собой представляет здание в два этажа, на втором этаже которого находится зал заседаний. Также, находится часовая башня в несколько ярусов и балкон. В 16-17 веках композиционная база средневековой ратуши дополнялась барочными и ренессансными элементами. На рубеже 19-20 веков ратуши строились в национально-романтическом стиле. прекрасным примером считается стокгольмская ратуша 1911-1921 года, архитектор Р. Эстберг. Ратуша нового типа – это админ. здание, отличающееся органическим комбинированием с городским окружением, которое сложилось исторически. В бывшем СССР строения ратуши строились в Прибалтике, а еще в западных областях Белоруссии и Украины.
Регула (от латинского regula – рейка, прямая палка) – короткая полка, находящаяся под триглифом ниже тении. По длине регула должна быть равна ширине триглифа.
Ризалит (от итальянского risalita – выступ) – выступающая по всей высоте часть строения. Ризалиты, во многих случаях, симметрично располагают по центральной оси. Они вносят значительное многообразие в организационное пространство фасада.
Ризница – помещение в христианском храме, в котором хранятся облачения священника для проведения богослужений – ризы. Также, в ризнице может сберегаться всевозможная церковная утварь. Во многих случаях ризница считается внутренним помещением храма, но часто появлялись ситуации, когда ризницы строились в качестве отдельного строения или пристройки (в монастырях).
Роза – окно в форме круга, отличительное для готических и романских строений 12-15 веков. Имеет каменный переплет с радиальными лучами, выходящими из центрального круга. Также, под термином «роза» предполагают декоративный мотив подобного плана, который венчает окна стрельчатого типа в готических зданиях.
Рокайль (от французского rocaille – раковины, небольшой камень) – орнаментальный мотив в виде уникально стилизованной раковины. Также, рокайль – это термин, обозначающий стиль архитектуры рококо.
Отдельно стоящая колонна (от латинского rostrum – корабельный нос) – колонна, стоящая независимо от остальных. Ее ствол должен быть украшен скульптурными элементами, изображающими корабельную носовую часть. Отдельно стоящие колонны были очень популярны в древнеримской архитектуре периода ампира. Они воздвигались в качестве символа могущества страны на море, либо в честь конкретных морских побед.
Ротонда (от латинского rotundus – круглый) – круглая постройка или центрическое сооружение (зал, павильон, мавзолей, храм), которое венчает купол.
Развалины (от латинского ruina – руины, обвал) – руины жилого пункта или строения, являющиеся историческими или археологическими монументами. В парковых пейзажах 18-19 веков нередко можно заметить искусственно строящиеся готические или древние развалины.
Руст, рустик, рустовка (от латинского rusticus – грубый, простой) – рельефная каменная отделка или стеновая кладка с применением рельефных или грубо отесанных камней. Неравномерная внешняя поверхность и называется руст. Игра светотени оживляет стеновую поверхность, создаёт впечатление громоздкости и мощи строения. Порой для фасадного оформления применяется штукатурка с имитацией рустика, что делает впечатление разбивки стены на полосы и прямоугольники.
Садово-парковое искусство – декоративное искусство, которое относится к созданию парков, садов, проспектов, скверов и других озеленяемых территорий. Искусство предполагает создание планировки и проведение разбивки участка, с одновременным выбором растений в согласии с некоторыми почвенными и условиями климата. Садово-парковое искусство основывает собственную специфику на применении для пространственной организации живого растительного материала, который регулярно изменяет собственный образ. Кроме этого, немаловажно идеально объединить элементы природы и художественные образцы.
Саман, адоба (от тюркского саман – солома) – необожженный сырцовый кирпич, сделанный из глины с добавкой из волокна материалов (резаной соломы, мякины, костры). С 5-4 многих веков до нашей эры саман широко применялся в безлесных районах. Нынче применяется, в основном, в странах Азии, для постройки невысоких строений.
Сандрик – архитектурная декоративная деталь в форме маленького карниза, находящегося над дверным или проемом окна в интерьерах или на фасадах строений. В индивидуальных случаям может завершаться щипцом и опираться на консоли.
Саркофаг (от греческого sarkophagos – плотоядный, пожиратель мяса) – сначала под термином подразумевался специализированный известняк, который, по конкретным поверьям, мог устранять трупы. В дальнейшем саркофагом стали именовать древнюю усыпальницу маленьких размеров. В широком смысле слова саркофаг – это любой художественно или архитектурно оформленный гроб. Особо примечательными с исторической точки зрения являются древнеегипетские, этрусские, римские, греческие и раннесредневековые саркофаги. У древних египтян они представляли собой строения, воспроизводившие формы здания жилого фонда. В 3 тысячелетии до нашей эры египетские саркофаги воспроизводили образ самого умершего. Этрусские саркофаги имели на крышке фигуру покойного. Раннесредневековые саркофаги имели архитектурный декор или рельеф. Древние саркофаги стали примером для последующего развития гробниц эпохи Ренессанса и Барокко.
Свод – конструкция пространственного типа, покрытие или перекрытие строений, которое имеет геометрическую форму, создаваемую криволинейной выпуклой поверхностью. Свод под нагрузкой как и арка работает, в основном, на сжатие, из-за чего на опоры передаются вертикальные усилия. В индивидуальных типах свода передаются и горизонтальные усилия, другими словами, распор. Простейшим и достаточно популярным считается цилиндрический свод, который опирается на параллельные опоры (аркады, ряды столбов, стены). В поперечном сечении свод – это часть параболы, эллипса, окружности. Если два свода формы цилиндра имеют одинаковую высоту и пересечены под угол в 90 градусов, то образуется крестовый свод, имеющий возможность опираться на углах на свободностоящие столбы (опоры). Щеки или лотки – это части свода формы цилиндра, которые вдоль периметра перекрываемого помещения опираются на поверхность стен, балки или арки, организуя, таким образом, сомкнутый свод. Также выделяют зеркальный свод, основное отличие которого состоит в применении плоской плиты в качестве плафона (верхней части). Купол – это производная конструкция от свода. Если отсечь от сферообразной куполообразной поверхности вертикальные в плоскости части, то создается парусный или куполообразный свод на парусах. Вообще, свод может иметь различную конфигурацию, что поясняется различием кривых сечений, формы и количества распалубок и т.д. Так, своды могут быть ползучими, стрельчатыми, сотовыми, бочарными и т.д.). Ложные своды считаются самыми древнейшими. В них горизонтальные кладочные ряды не передают распорные усилия, как бы нависая ряд над рядом. В 4-3 тысячелетии до нашей эры в Месопотамии и Египте сформировались цилиндрические своды, которые были позаимствованы древнеримской архитектурой, при которой строились как крестовые, так и сомкнутые своды. В Византии активно возводились парусные, цилиндрические и крестовые своды, особенно при сооружении крестово-купольных храмов. В азербайджанской, китайской, индийской, ближневосточной и среднеазиатской архитектуре часто прибегали к возведению стрельчатых сводов. В средневековой Северной и Западной Европе высокую популярность получили крестовые своды, которые ближе к готическому зодчеству обрели стрельчатый характер. Основным конструктивным элементом подобных сводов считается нервюра. В старые времена своды делали из кирпича или камня. Надёжность камня на изгиб сильно ограничивала ширину пролета конструкции стоечно-балочного типа (примерно на 5 метров). Применение сводов, где камень работает на сжатие, таким образом показывая наибольшую надёжность, обусловило популяризацию достаточно широких пролетов. Во второй половине 19 столетия своды часто строились на железной конструктивной основе. В двадцатом веке стали создавать различные типы сборных и монолитных тонкостенных монолитно бетонных сводов-оболочек, которые имели очень не простую конструкцию. Их применяли для покрытия сооружений и зданий, имеющих через чур большие пролеты. В середине прошлого столетия востребовательность обрели еще и клееные древесные сводчатые конструкции.
Сень (от старославянского «сынь» — выступ крыши, шатер, тень, покров) – выступ крыши на колоннах или столбах, либо шатер в архитектуре, возводимый над колодцем, алтарем или троном. Сени могли заканчивать башню. Подобные термины – Киворий, Балдахин.
Синагога (от греческого synagoge – место собрания) – молитвенный дом или община верующих в иудаизме. Синагога отличается многообразием архитектурных типов. Есть при этом у них и схожие линии, например план четырехугольной формы, зонирование на 3-5 нефов, а еще расположение ковчега завета у восточной стены. Перед ковчегом размещается возвышение, применяющееся для чтения священного писания.
Склеп (от польского sklep – свод, подвальное помещение) — внутреннее помещение гробницы, заглубленное в землю, предназначающееся для захоронения останков умершего человека.
Скоция (от греческого skotia – темнота) – архитектурный облом ассиметричной формы с 2-мя дугами разного радиуса, образующими вогнутый профиль.
Собор – главный храм монастыря или города, в котором совершает богослужение архиепископ, патриарх либо иное высшее духовное лицо. Соборная архитектура отличается монументальными формами, с отражением основных тенденция того стиля архитектуры, который выбрали ключевым. Город как правило имеет одновременно несколько соборов.
Солея (от латинского solium – престол) – возвышение маленькой высоты, размещающееся перед иконостасом или алтарной преградой в православном храме.
Сайдинг перфорированный (от итальянского soffitto – потолок) – поверхность арки, потолочной балки или высокого карниза, обращенная книзу и имеющая декоративную обработку.
Стереобат – цоколь колоннады или храма в древней архитектуре. В зодчестве Древней Греции стереобат включал в себя три ступеньки, где верхняя ступень называлась стилобат.