Список и описание архитектурных терминов на букву К

Перечень и описание архитектурных терминов на букву К.

список, описание, архитектурный, термин, буква
список, описание, архитектурный, термин, буква
список, описание, архитектурный, термин, буква
список, описание, архитектурный, термин, буква
список, описание, архитектурный, термин, буква
список, описание, архитектурный, термин, буква
список, описание, архитектурный, термин, буква

Перечень и описание архитектурных терминов на букву К.

Каблучок – архитектурный облом, который в себя включает вогнутую и выпуклую дуги. В прямом каблучке сверху находится выпуклая дуга. Он очень часто применяется в карнизах и капителях. В обратном каблучке выпуклая дуга находится снизу. Он применяется в цоколях и базах колонн.

Каланча (от арабского кала – крепость) – башня, возвышающаяся над зданием, которая предназначена для наблюдения за пожарами. Каланчи включали в себя колокол, сигнализационную мачту с фонарями и флагами, а еще площадку, где располагался дежурный. Телефонная связь стала причиной потере каланчой собственного первоочередного значения.

Кампанила – конструкция средневековой итальянской архитектуры, которая собой представляет многоуровневую круглую или четырехгранную башню-колокольню, стоящую отдельно от ключевой храмовой постройки. Нередко применялась и в эпоху ренесанса.

Каннелюры – горизонтальные и вертикальные желоба. Вертикальные размещаются на стволе пилястры или колонны, а горизонтальные – на колонной базе, в ионическом ордере. Каннелюры, которые относятся к дорическому ордеру, прилегают очень плотно друг к другу. В ионическом ордере между ними оставляется маленькой зазор.

Капелла – англиканская или католическая часовня. Это маленькое помещение или сооружение для молитв, расположения певчих или хранения реликвий. Может применяться как постройка при храмах, либо как постройка во дворах знатного семейства. В храмах капеллы расположились вокруг хора или в боковых нефах. В готической архитектуре было популярно понятие «венец капелл». Также, капеллы нередко обустраивались во дворцах и замках. Известны широко капеллы, строящиеся отдельно от иных строения. К ним можно отнести, например, знаменитую Сикстинскую капеллу.

Верхняя часть вертикальной опоры (от позднелатинского сapitellum – головка) – венчающий компонент вертикальной опоры (колонны или столба), отличающийся пластическим выделением. Верхняя часть вертикальной опоры передает опоре нагрузку от вышерасположенных частей строения, также и от архитрава. Как вариант, компонент может образно выражать подобную функцию, что встречается, например, в пилястре. В древневосточном зодчестве верхние части вертикальной опоры пользовались огромной популярностью. В эпоху античности верхние части вертикальной опоры строились в согласии с тремя традиционными типами: коринфская, ионическая и дорическая. Уникальные типы капителей строились в Грузии, Армении, Мексике, Японии, Китае, Средней Азии, а еще в древнерусской, готической, романской и византийской архитектуре. В эру Ренессанса строящиеся верхние части вертикальной опоры основывались на древних моделей, но с широким варьированием вариантов.

Караван-сарай (если перевести с персидского – дом караванов) – городской постоялый двор, разместившийся на торговых путях Закавказья, Средней Азии и Ближнего Востока. Первые караван-сараи стали появляться в 9-18 веках, что обуславливалось как ростом мегаполисов, так и энергичным развитием караванной торговли транзитного типа. Самую большую известность получили караван-сараи с комфортабельным внутренним двором, который окружали одно-, 2-ух- или трехэтажные помещения, верхняя часть которых отдавалась под гостиницу, а часть снизу – под стойла и склады. Большой популярностью пользовались с прямыми углами зальные караван-сараи – строения, разделенные на некоторые нефы, усредненный из которых предназначался для товаров и людей, а боковые – для вьючных зверей. Караван-сараи нередко присоединялись к рабатам или укреплялись поверхностями стен. Утратили собственное обозначение по мере развития ЖД магистралей.

Кариатида – статуя женской стоящей фигуры, применяющаяся в качестве балочной опоры в здании. Очень часто применялась в европейском зодчестве (17-19 столетия) и древней архитектуре.
Карниз (от немецкого Karnies – источник) – горизонтальный стеновой выступ, поддерживающий покрытие (кровлю) строения и защищающий стенку от потоков воды с нее стекающих. Карниз имеет не только практичное, но и декоративное значение. Он может быть венчающим или верхним (в антаблементе), а еще промежуточным.

Картуш (от итальянского cartoccio – кулек, сверток) – декоративное украшение в виде не полностью развернутого свитка или щита, на котором размещается надпись, эмблема или герб. Резные и лепные картуши применялись для украшения дворцовых входов. Активно применялись в 16-18 веках.

Каскад (от итальянского cascata – быстрое падение) – ненастоящий или природный водопад, отличающийся уступным низвержением. Каскады применяются в парковой архитектуре с расположением индивидуальных прудов на различных уровнях. Нередко собой представляет ступеньки, по которой течет вода. Широко популярными являются каскады, обустраиваемые на итальянских виллах, а еще каскады в Петродворце.

Кассеты или кассетоны – то же, что и Кессоны.

Катакомбы (от позднелатинского catacumba – подземная гробница) – естественные или искусственные подземные помещения, которые в античности применялись для захоронения умерших или свершения религиозных обрядов. Самыми обширными считаются римские катакомбы, относящиеся ко 2-4 векам нашей эры. Они собой представляют узкие разветвленные лабиринты маленьких залов и галерей, украшенные росписями (чаще наблюдаются в позднеантичных и первых средневековых помещениях). Строения, подобные римским катакомбам, находятся в Киево-Печерской лавре.

Кафедра (от греческого kathedra – скамейка, сиденье) – возвышение в христианской церкви, предназначающееся для произнесения проповедей. В большинстве случаев кафедры красиво оформляются прекрасной резьбой, рельефами и статуями. Кафедры в мусульманских мечетях называются минбары.

Квадр (от латинского quadrum – четырехугольник) – блок из камня в форме параллелепипеда, применяющийся для кладки сводов и стен.

Кессоны, кассетоны, кассеты (от французского caisson – ящик) – многоугольные или квадратные углубления на поверхности внутри свода, арки или на поверхности потолка. Имеют как декоративное, так и конструктивное значение. Могут применяться для улучшения звуковых параметров помещения.

Киворий – сначала термин применялся для определения сосуда для питья. В дальнейшем, под киворием стали иметь в виду дарохранительницу в христианских храмах, которая располагалась под алтарной сенью. Еще позже киворием начали именовать саму алтарную сень, которая характеризовалась богатым украшением и колонной поддержкой. Термин связывают с понятием «Балдахин».

Клеть или сруб – обычная конструкция из дерева, интеллигентная венцами из бруса, уложенными один на один. Под клетью также предполагают часть избы, которая не обогревается.

Клуатр (от латинского claustrum – закрытое место или монастырь) – окруженный внутренней галереей закрытый двор, очень часто в католическом монастырь с готической или романской архитектурой.

Князек, князь – то же, что и Конек.

Кокошник – килевидная или полукруглая поддельная декоративная закомара, применяемая в русской церковной архитектуре в 16-17 веках. Очень часто располагалась на сводах, стенах. Нередко обустраивалась ярусами, уменьшающимися кверху, и располагающимися у барабанов глав или оснований шатров.

Колокольня – башня, имеющая открытый ярус для расположения набора колоколов. Ставится возле храма и считается важной частью его композиции. В русской средневековой архитектуре кроме палатных и стенообразных звонниц применялись шатровые и столпообразные колокольни. Связывают с термином «Кампанила».

Колонна (от латинского columna – столб) – вертикальная опора с архитектурной обработкой, имеющая форму круга в поперечном сечении. Колонна считается основным элементом ключевых архитектурных ордеров. С самого начала являлась простейшим элементом конструкции стоечно-балочного типа. В дальнейшем обрела традиционные формы и художественную интерпретацию в древнегреческом и древнеегипетском искусстве.

Колоннада – ряды или ряд колонн с общим перекрытием и антаблементом. Колоннада во внешней композиции строения применяется в качестве примыкающих галерей и портиков. Они соединяют воедино обособленные объемы и связывают строение с пространством площади и двора на зрительном уровне. Порой происходит группировка с ландшафтом который находится вокруг. В некоторых случаях колоннада как правило выступает самостоятельным сооружением, что особенно ярко выражается в садово-парковом искусстве. Если колоннада размещается в середине строения, то целью ее благоустройства считается группировка индивидуальных интерьерных частей или, напротив, зонирование парадного интерьера. При помощи колоннады можно красиво оформить и обрамить чрезмерно просторные залы.

Конь, князь, конек, князек – скульптурное окончание в виде птицы или коня, венчающее коньковое бревно (крышу бревна). Применялось в древесном русском зодчестве. На данный момент под термином «конек» предполагают гребень (верхнее ребро) 2-ух- или вальмовой крыши.

Консоль – заделанная концом в стенку древесная или балка металлическая или выступ в стене, целью благоустройства которого считается поддержка вазы, фигуры, балкона, карниза и т.д.

Контрфорс (от французского contreforce – противодействующая сила) – бетонная, монолитно бетонная или стенка из природного камня, ребро или вертикальный выступ, призванные увеличить базовую несущую конструкцию и принимающие на себя горизонтальные усилия. Контрфорс, которым является распор перекрывающих здание сводов, во многих случаях увеличивает внешнюю стену. Каменный контрфорс считается одним из важных элементов строений в храмовом стиле. Контрфорсы широко применяются с целью укрепления стен в процессе реставрации памятников архитектуры.

Конха (от греческого konche – мойка) – полукупол, применяющийся для перекрытия многогранных или полукруглых частей строения (ниш, апсид, экседр). Конха появилась в восточно-эллинистической архитектуре. В дальнейшем ее широко использовали в византийском и римском зодчестве, а еще в строительстве культовых христианских строений средневековой эпохи. В конхе нередко располагали росписи или мозаики.

Корабль – то же, что и Неф.

Коринфский ордер – один из основных архитектурных ордеров. Отличается высокой колонной с прорезанным каннелюрами стволом, базой, пышной верхней частью вертикальной опоры, включающей в себя праздничный акант (резной узор) с обрамлением, для которого применяются маленькие волюты. Коринфский ордер сложился в конце 5 столетия до нашей эры и широко применялся в эллинистической и древнеримской архитектуре.

Загородный дом (от английского сottage – деревенский дом) – городской одноквартирный или деревенский жилой персональный дом, возле которого есть земельный участок скромной площади. Загородные дома, в основном, двухэтажные, имеющие внутреннюю лестницу. Цокольный этаж имеет общую комнату, хозяйственные помещения, кухню. На втором этаже находятся комнаты для сна. Первые загородные дома возводились в Англии на рубеже 16-17 веков. По истечению определенного времени они стали классическими для всей английской культуры. В сегодняшнем мире загородные дома востребованы по всей планете.

Крабб – деталь декоративного типа в виде стилизированных цветов или листьев на щипцах. Взамен щипцов могут применяться вимперги или остальные архитектурные элементы готики.

Красная линия – относительная градостроительная граница, которая разделяет территорию магистралей, проездов, площадей и улиц от застраиваемых территорий. Условность красной линии состоит в том, что застройку могут проводить как конкретно по ней, так и с некоторым отступом.

Кремль, детинец, город – укрепленная главная часть средневекового русского города. Первое упоминание о кремле относится к 1331 году, где в летописи фигурирует наименование «кремник». Классически кремли сооружали на высоких местах, возле озера или берега, с окружением из стен и глубоких рвов. Кремль состоят из соборов, дворов церковной знати и бояр, а еще княжеского дворца.

Крепость – защищающее пункт проживания, город или некую территорию оборонительное сооружение. Ранние крепости представляли собой ограждения из земли и дерева. Древнеримские крепости, которые больше напоминали военные лагеря-поселения, в дальнейшем стали базой многих современных городов Европы. Многообразие крепостей стало более внушительным раньше. Они строились для обороны старинных монастырей, мегаполисов и замков, либо защищали важные территории от вражеских нашествий. Средневековые крепости содержали рвы, земляные валы, стены крепости с машикулями, боевыми и дозорными башнями и подъемными мостами. Порой применялись барбаканы (предвратные укрепления). Русские города укреплялись крепостями, которые именовались кремлями. В 15-17 веках на границах Русского государства строились древесные крепостные строения, носившие наименование «остроги». С изобретением артиллерии и огнестрельного оружия крепости начали трансформироваться в намного хорошие форты и бастионы.

Крестово-купольный храм – разновидность христианского храма, истоки которого необходимо искать в византийском зодчестве. Традиционный крестово-купольный храм собой представляет здание с четырьмя центральными столбами и четырьмя сводчатыми крестообразными рукавами, расходящимися от него. На центральные столбы опирается купол на парусах. В результате крестообразной разводки появляются угловые помещения, которые также имеют собственные маленькие своды или купола. В храмовой композиции ведущую роль играет центральный купол, который подымается на барабане. На ярус ниже находятся сводчатые крестовые рукава, и вдобавок ниже размещаются те самые угловые помещения. В результате, храм представляет собой связанную систему пространственных ячеек, которые выстраиваются в пирамидальный объем уступами. Структура аналогичной постройки отображена не только во внешнем облике, но также и в обозрении внутри. Интерьерная композиция идеально в себя включает каноническую, строгую систему мозаик и росписей, подчиненную как всей конструкции, так и символичности конкретных ее частей. Крестово-купольные храмы в разных вариантах очень популярны на Кавказе, на балканском полуострове, в нашей стране и остальных государствах.

Крестоцвет, флерон – деталь декоративного типа, окончательная пинакли, вимперги и башни в готической архитектуре. Внешний вид крестоцвета напоминает стилизованный цветок с горизонтальными крестообразными ответвлениями. Мотив детали нередко применяется в декоративно-прикладном искусстве.

Крещальня – то же, что и Баптистерий.

Крипта (от греческого krypte – сокровенное место, крытый ход) – древнеримское подземное сводчатое помещение. В средневековой архитектуре Западной Европы под термином «крипта» подразумевалась часовня для почетных погребений, располагающаяся под алтарной частью.

Купол (от латинского cupa – бочка) – разновидность свода или перекрытия, по форме близкая к полусфере. Образуется выпуклыми наружу кривыми. Во многих случаях в куполе появляется распор (горизонтальные усилия), воспринимаемые опорным (нижним) кольцом купола или передаваемые на опорную (поддерживающую) конструкцию. Кирпичные и каменные купола часто опираются на барабан (цилиндрический постамент). Если купол применяется для окончания квадратной ячейки строения, то переход к эллиптическому или круглому основанию выполняется с помощью тромпов, парусов или других специализированных сводов. Первый раз куполообразные перекрытия появляются в древнеримской архитектуре (базилики, римские бани). Для них отличительны купола полусферической формы, поверхность внутри которых кессонирована. Раньше купола различных конструкций применялись, в основном, в храмовом зодчестве. По мере осознания весомости роли купола с общем облике строения изменяются его наружные контуры, в отношении к контурам внутренним. Купола по истечению определенного времени стали обретать внешнюю оболочку, которая по очертаниям могла различаться от самого кумола. Такие оболочки, например, могли иметь вид криволинейного покрытия по деревянным стропилам, что можно заметить в венецианском соборе Сан-Марко, 9-11 столетия. Покрытые материалом купола, опирающиеся на барабаны или любые иные постаменты, активно применялись в средневековой русской архитектуре (глава) и среднеазиатском зодчестве. В эру Ренессанса аналогичные купола можно было заметить в западноевропейских храмах, которые могли преобладать в городской застройке. Также, в архитектуре ренесанса нередко применялись римские кессонированные и зонтичные купола. Строения Андреа Палладио являются светлым тому примером. Собственно благодаря им многие архитекторы опять начали использовать куполообразные конструкции при сооружении светских строений, и эта тенденция продолжала формироваться и в 18 столетия. Во второй половине 19 столетия стали сооружать купола из железобетонных конструкций и дерева с остеклением и каркасом из металла. В двадцатом веке, когда в строительстве начали широко применять сборный и монолитный композиционный материал из бетона и стали, конструкции из металла и тонкостенные своды-оболочки, форма и структура куполов стали более разными: сетчатые, ребристо-кольцевые, ребристые, с поверхностью волнистой формы, сборные, геодезические (из многоугольных компонентов). Также, делаются новые куполообразные типы: со сдвоенной надувной оболочкой, купола из полимеров и т.д.

Курватура (от латинского curvatura – изгиб, кривизна) – нарочитая, фактически неприметная кривизна прямолинейных участков постройки, применяемая для создания оптических искажений при ракурсном восприятии строения. Может применяться для пластического усиления архитектурной выразительности. Курватуру очень часто применяют в ордерной архитектуре.

Курдонер (от французского cour d?honneur – почетный двор) – торжественный двор дома, усадьбы, дворца, который образуется ключевым корпусом и выступающими флигелями (боковыми крыльями). Порой для образования курдонера кроме корпуса применяется колоннада. От дороги, площади и улицы курдонер отсоединяется обыкновенной сквозной оградой. Элемент архитектуры был популярен в архитектуре стран Европы в 17-19 веках. В нашей стране начал применяться в начале 18 столетия. В сегодняшней архитектуре курдонер применяется для пространственной композиции.

  • список, описание, архитектурный, термин, буква

Перечень архитектурных терминов на буквы Р и С.