Техники нанесения рисунка на ткань батик, каламкари, мехенди

Как окрасить ткань в технике батик, каламкари, мехенди

Российский сарафан, индийское сари, японское кимоно. Каждое из данных художественных произведений соединяет загадочное, дальнее, тонкое эстетическое ремесло – роспись по тканевым волокнам. Различные эпохи, страны предлагали собственное видение нанесения рисунка на ткани. Батик, каламкари, мехенди – техники нанесения рисунка на полотно, создания на нем эстетических шедевров..

Сквозь века

ткань

Издавна людей волновыл вопрос: как выполнить тканевый рисунок? Первый раз техника свободной росписи по текстилю возникла несколько лет назад на территории могучей и совершенной Индонезии. Батик – старинное искусство, его боготворили тогда и ценят на сегодняшний день. Актуальность ассоциирует и влаживает в данное понятие несколько смыслов: и технология свободной росписи по ткани, и один из видов традиционных индонезийских полотен.

В собственном становлении технология батик прошла много преобразований, ее улучшают и затрудняют и сейчас на различных местах планеты, однако в сознании множества любителей шикарного текстиля остается факт, что батик связан собственно с островами Индонезии. Технологичность процесса существенно выделяется от первоначальных рецептур. Постоянными остаются два вещества – воск и вода.

Капля воска

Батик…Почему собственно подобное название подарили искусству росписи по ткани? Нужно обратиться к переводу, который и открывает все секреты волшебного слова. «Капля воска» — точный перевод слова с индонезийского языка, который и описывает сущность процесса древнего ремесла.

ткань

батик

Ткань для нанесения узоров

каламкари

Считается, что такая технология сочетаема только с тканями, сделанными из настоящего шелка:

  • воздушный шифон ;
  • нежная вуаль ;
  • великолепный креп-жоржет ;
  • не тяжелый крепдешин .
  • поплин тонкий;
  • красивый батист ;
  • мягкий маркизет .

Процесс нанесения рисунка на шелковую основу

  • Сегодняшняя техника выстроена на применении в качестве раствора, блокирующего попадание краски на шелковую или хлопчатобумажную ткань, резервирующий раствор, который состоит из клея (самым лучшим считается резиновый), парафина и растворителя (воспользуйтесь доступным бензином).
  • Полученным раствором обрабатывают контур узора на шелке. Не забывайте, что рисунок в первую очередь обязан иметь замкнутую линию. Для этого некоторые мастера применяют нанесение рисунка на ткань через трафарет.
  • Роспись по ткани проводят, применяя специализированными трубочками из стекла.
  • Места рисунка, не выходящие за рамки отделанного контура, покрывают красками.
  • Цвета для создания рисунка могут быть самых разных цветов, оттенков и цветов.
  • Если метод нанесения рисунка был проведен постепенно, то на шелке или хлопке можно заметить многоцветный рисунок с белым контуром.

ткань

батик

  • Если в резервирующий раствор добавить пигменты, можно получать орнаменты с цветным очертанием.
  • Нанесённый узор должен просохнуть.
  • На днище емкости с водой (воды должно быть чуть-чуть) помещают текстиль с узором, заранее завернув его в бумагу и свернув в кольцо.
  • Рисунок кипятят в течение четверти часа.
  • Краски закрепляются на текстильном полотне. Они получаются сочными.
  • После этой процедуры роспись стойкая к потере цвета и к проявлениям влаги.
  • Шелковую ткань з узором достают из кастрюли и моют под проточной холодной водичкой до той поры, пока краситель не пропадет с полотна.
  • Изделие сушат и гладят (только пока ткань мокрая)

ткань

батик

Нанесение рисунка штампами

ткань

Быстро разлетелся опыт индонезийских ремесленников по всему миру. В Индии мастера росписи также открыли для себя большие возможности технологии «каламкари». Собственно так индийские творцы росписи по ткани величали прежде знаменитый нам «батик».

Ткань, полученная с применений этого способа покрытия краской, отличается от других собственной возможностью «поражать» человеческий взгляд, «воодушевлять» понимание красотой, богатством и необычностью декора, многоцветием, сочностью и сочностью красок.

С самого начала, роспись по ткани ремесленники делали специализированными ручками из бамбука, которые заранее наполняли органическими красками. Быстрыми движениями руки специалист создавал лишь черты грядущего индийского узора. Для контура в основном применяли традиционный черный цвет, а вот сам узор украшали, применяя классические цвета красок.

«Каламкари» — улучшенный «батик». Уже спустя много лет процесс украшения (покрытия краской) полотен из текстиля выполняется при помощи древесных штампов специализированного назначения. На ткани появляется очертание грядущего узора, какой после специалист расписывали, применяя перо и тонкость нанесения . От качества дерева, применявшегося для получения штампов, зависела тонкость процесса нанесения рисунка. Достаточно ценной считалась породистая целлюлоза.

батик

каламкари

Современное звучание технологии, основанной на затруднении доступа красителя к ткани, очень многообразно. Индонезийский «батик» или индийский «каламкари» — различные названия одной и той же техники.

Производственная технология

  • Нанесение на полотно из ткани рисунка в черных цветах. Для этого ручным способом кладут штампы на полотна текстиля. Кол-во подобных прикладываний может достигать десятки раз.

техник

ткань

  • После высушивания черных узоров на ткани, ее «раскрашивают» штампами. Чтобы узор смотрелся целостно и бережно, нужно выполнять основные линии узора. Для покрытия краской рекомендуют применять традиционные тона и оттенки.

Текстиль – база для методики

Взяв во внимание факт, что технике не одно столетие, можно высказать предположение, что для создания текстильных шедевров применялись натуральные ткани.

Мастера-ремесленники советуют для создания хороших и долговечных рисунков применять настоящие полотна, к примеру:

  • хлопок;
  • лен.

Индия – мама искусства и дочь красоты. Она подарила человечеству еще одну, не меньше интересную технологию – «лахерия», которая и по сей день считается реальным произведением искусства.

Сущность способа состоит в обычных действиях:

  • ткань свивают жгутом, а после плотно фиксируют (обматывают) те места на полотне, где предполагается создать полосы;
  • получившуюся конструкцию опускают в краску;

ткань

батик

  • в результате технологичного процесса «лахерия» в местах, закрытых при помощи свивания жгута, остаются неокрашенные участки ткани, и рисунок выходит необычайно привлекательным.

Культурное наследие Индии

каламкари

Роспись тела узорами их хны именуется техникой «мехенди». Однако часто эту технику применяют для покрытия краской тканей. Только одно ограничение – покрашенный текстиль не обязан иметь контакт с влагой, так как хна непрочный растительный пигмент. Благодаря этому, эта технология отлично подойдет для изготовления индийских панно, украшений для дома, компонентов празднований и церемоний.

Исторически сложилось, что техника «мехенди» может быть исполнена в четырех стилях:

  • арабский (отсутствует четкая схема нанесения, преобладают в основном фитоморфные орнаменты);
  • африканский (применяют этно-узоры. Самые распространенные детали афро-узоров – это фигуры геометрических форм;
  • стиль в индийской тематике – один из самых сложных. Занимает всегда большую территорию и предусматривает сложный рисунок, в основе которого чаще изображен слон или индийские символы плодородия;
  • европейский. Технологические подходы к появлению рисунка соединяют воедино разные восточные детали в единое целое.

техник

Самым популярным считается принт с цветочным рисунком (не имеет противопоказаний по нанесению и конкретно разработанных схем). Это может быть компонент восточной живописи или узор, напоминающий арабскую вышивку.

Хитрости техники «мехенди»:

  • эффективная роспись «мехенди» зависит от правильно приготовленной смеси для нанесения рисунка;
  • главный элемент красящего раствора – хна (простое средство). Альтернативой хне может стать басма или раствор йода.

Во многих случаях, «мехенди» применяют как средство украшения тела, но нет пределу совершенства, когда настоящие ткани принимают на себя детали узоров из техники.

Холодный батик