Ткань коленкор суровые свойства на службе в полиграфии

Ткань коленкор: с постоянным уважением и почтением

Послевоенное поколение выросло с абсолютной решительностью, что прекрасным подарком считается книжка. Идеальные издания в скромной обложке были необходимым атрибутом каждого советского дома. Как не дешёвые реликвии на отдельных полках стояли альбомы или подарочные книги в шикарных переплётах с золочёным или серебряным тиснением. В семьях их бережно хранили, ими любовались и гордились. Праздничный вид придавал коленкор – это особая покрывная ткань .

По существу, данный материал считается отбеленным и накрахмаленным миткалем – жёсткой хлопчатобумажной тканью, получившейся простым полотняным плетением. На лицевую поверхность полотна наносится окрашенная плёнка. Цвет красителя остаётся в основе, а латекс, имеющийся в плёнке, крахмал или клей выполняют ткань глянцевой и эластичной.

Изнаночная сторона коленкора покрывается каолином – светлой глиной, выполняющей функцию грунта.

Откуда коленкор в странах Европы

По одной из версий, коленкор возник в Англии в конце Девятнадцатого века, по другой – он пришёл в страны Европы из индийского города Калькутта. В его наименовании проявилось персидское наречие – kalamkar. Так на Востоке величали дешевую крашеную ткань. В странах Европы материал стал именоваться на французский манер – calencar. Маикпмал был отлично известен и в нашей стране. Вспомним строчки Пушкина из знаменитых стихов про шахматы: » Грозно куколки стоят, подбоченясь на лошадках, в коленкоровых перчатках…».

Как применяли свойства ткани

Крахмальная пропитка придавала материи жёсткость, а специализированная обработка – особенный блеск. Из тонкой, в первую очередь белой ткани шили постельной бельё, рубашки, подкладки для одежды. Коленкор стал основой во время изготовления набивных ситцев.

Повсеместное использование материал нашёл в полиграфической промышленности. Его применяли в качестве переплётных крышек во время изготовления подарочных изданий, альбомов и массовой книги. Крахмальная или клеевая пропитка позволяли печатать изображения и рисунки. Однако, крахмал имел свойство осыпаться при долгом применении. Более того, покрытия изданий не были достаточно влагоустойчивыми.

Коленкор в сегодняшней жизни

Сейчас в состав покрывающей плёнки вводятся полимерные материалы. Настоящий или пенополиуретан добавляет коленкору нужную водостойкость, приятный вид, пластичность, стабильность и улучшенное восприятие к тиснению фольгой, крашению и печати изображений. Решения дизайнера разрешают совмещать материал с бумагой, пластиком или кожей. Новые технологии способны передавать почти что любой художественный образ.

Коленкор выпускается одноцветным, белым или цветным. Самые популярные два варианта ткани.

  • «Премиум» — отбелённый материал с ровной поверхностью, производится в 6 наиболее распространенных цветах.
  • «Модерн» — с латексом в грунтовочном составе. Выпускается кремовым и серым.

С целью продления долговечности изделий коленкор для очень распространенных и часто используемых изданий покрывают к этому всему нитроцеллюлозным лаком.

Определенные виды являются технической тканью. Из неё делают говоря иначе «фальчики» – неширокие полосы материи, которые приклеивают к корешкам архивных папок, ежедневников и общих тетрадей. Их также применяют при реставрационных работах и укреплении диаграмм или географических карт.

полиграфия

Из ткани даже в наше время делают переплёты, нарядные сувенирные коробки, подарочные футляры.

В архивном деле применяют особенный коленкор, не содержащий веществ химии, способных оказать влияние на качество бумаги, и не выцветающий по истечению определенного времени.

Материал нашёл использования среди художников. Он считается дешевым заменителем холста для живописных полотен. На нём комфортно делать бесчисленные эскизы к будущим большим работам.

Интерьерные дизайнеры тоже оценили ткань, на которой с помощью струйного принтера можно напечатать любые репродукции или фотографии.

Специфики хранения

Однако коленкор нуждается в особенных условиях хранения. В сырых, непроветриваемых помещениях ткань восхищается плесенью. Не зря во всех книгохранилищах немалое внимание уделяют созданию и поддержанию комфортной температуры и влаге.

Издания, к которым приятно дотрагиваться, покрыты поразительным материалом. Он притягивает к себе взоры, очаровывает, интригует и побуждает открыть книгу, и читать, читать, читать… Ни один компьютер не передаст этого волшебного чувства.

О коленкоре – с постоянным уважением и почтением.

DARKWIN