Азербайджанская республика одной из первых начала изготовлять ковровые изделия ручным способом. Давно ковроделие в Азербайджане считали основным видом искусства. Это подтверждают бесчисленные археологические исследования, которые проводились в республике. Про это говорит и немалое количество монументов традиционной литературы, многие старые книги, произведения фольклора, в которых неоднократно упоминается описание данного рода искусства.
Ковер с рисунком
Экскурс в историю и наследие
Необходимо отметить сразу, что в Азербайджане много школ, в которых учат конкретно изготовлению ковров. В каждом регионе школы применяют собственный стиль, в согласии с которым и делаются эти шедевры. Выделяются изделия палитрой цветов, размерами, техникой изготовления, узорами. Чтобы лучше осознать, как же смотрится и что представляет собой это изделие, необходимо выучить этот вопрос.
Азербайджанский, ручной работы ковер исполняют в природных цветах. На нем присутствуют оттенки голубого, зеленого, белого. Цвета ковров несут отражают рубиновую сочность гранатовых зерен, блеск золота айвы, яркость шафрана и оттенки различных сортов винограда. Нужно отметить, что ковер, выполненный в Азербайджане – это сочетание различных сплетений орнамента, полет созидательного воображения и профессионализм высшего класса.
Старые ковры ручной работы, сделанные в Азербайджане, сейчас хранят в Белом Доме, в Америке в госдепе и во многих музеях во всем мире. В самой Азербайджанской Республике, в Бачку размещен музей подобных изделий.
Ковров сегодня в точках продажи огрмное кол-во. Но какие же виды данных изделий изготавливают в Азербайджане?
Необходимо обратить свое внимание, что по технологии изготовления, ковры делят на несколько видов:
- с ворсом;
- безворсовые.
Мир растений в узорах
Коврики безворсовые изготовлялись изначально формирования искусства ковроткачества. Техника их изготовления намного проще, чем ворсовых. Прекрасными образцами считаются «килимы». Ковры безворсового плетения делят на 8 различных типов.
Ковры из ворсовой пряжи имеют сложную технику. Их формируют способом «тюркбаф», другими словами с использованием узлов. Этот способ задействует комбинирование разнообразных цветов и узоров. Нитки красятся природными красителями. Ковры с ворсом, отражающие красоту и многогранность находящейся вокруг природы, ценятся во всем мире.
Азербайджанские ковры сегодня
К концу прошлого столетия изготовление ковров в Азербайджане стало одним из основных направленностей производства. Во множестве из регионов Азербайджана эта область прогрессивно развивается. Эту продукцию изготавливают более двадцати средних и больших фабрик. Изготовители применяют и развивают старые традиции по технике изготовления ковров.
Ковер с рисунком
Виды ковров из Азербайджана:
- Ковер с рисунком. Используются светлые тона, сочные колориты. Орнаменты применяется неодинаковые, и зависят они от места изготовления, а работающих в этом направлении профессионалов много. Некоторым коврам характерны трудные рисунки из геометрических узоров, которые содержат силуэты и фигуры людей либо зверей. По самому центру изображают медальоны. Прочие отличаются рисунками с растительностью с большим количеством цветочных цветов.
Необходимо обратить свое внимание! Необходимо присмотреться к тесному сплетению обычаев и устоев с воздействием мотивов из Турции, Персии, Азии и наследства ковроделия от Иранских племен.
- Изображение животных. На коврах нередко встречаются рисунки с птицами, по большей части это орел или павлин. Орла изображают на продукции для дворцовых комплексов, ведь эта птица олицетворяет силу и положительное качество. С каким то периодом она обрела роль защитного талисмана. Павлин отображал солнечное божество, кроме того, полагали, что «павлиний глаз» оберегает от беды. Из животных в большинстве случаев изображали барана либо козла.
- Изделия в тематике «мир растений». Намного более богатыми узорами и цветами в светлой палитре выделяются ковры, которые делаются в дворцовом стиле. Рисунки с компонентами мира растительности показывают силу природы и плодородность. Основным рисунком данного варианта ковра стало ничто иное как «дерево жизни». Конкретно дерево олицетворяло изобилие и превозносило воду, которая была и остается источником системы капельного полива пустыни, символом жизни.