Персидские ковровые изделия ручной работы можно сопоставить лишь с полотном художника, который творит художественное произведение, вкладывая в него целую историю. Это не просто утилитарный предмет – это картина. В мире не отыскать похожих коров. Потому как любой из них индивидуален, сообщает мысли и впечатления собственного творца в реальность. Ткать подобное полотно можно целые столетия. Это месяц, или год. Благодаря долговечности и устойчивости к износу ковры передаются в наследие, как реликвия семьи.
Классически продукция такого типа ручной работы делается из шерстяных или шелковых нитей. Хотя теперь это могут быть вискозные, джутовые и даже сизалевые изделия.
Пример изделия
Разновидности и характерные специфики иранских ковров
Иран с давних времен выделялся мастерами по ковроделию, что создавали эксклюзивные полотна.
В процессе изготовления изделий ручной работы применяли исключительно шерстяные, хлопковые и шелковые нити, окрас которых выполнялся только красителями на настоящей основе. Даже сегодня есть иранские семьи, что много поколений передают хитрости создания долговечных и устойчивых к износу ковров только потомкам. Однако есть и заводы, на каких в промышленных размерах выпускается ковровая продукция. Но сопоставлять эти вещи нельзя.
Ковроделие ручной работы предусматривает применение одинарного иранского узлового соединения, лишь в данном случае можно добиться желаемой плотности.
Относительно дизайна и художественного декора, то в этом случае свойственно доминирование фитоморфного орнамента, вензеля либо же животных мотивов. В то время как по цветовому воплощению характерны тёплые оттенки и контрастность.
Если вы захотите приобрести в Иране изделия ручной работы, то вам нужно побывать в Габе, Тебризе, Исфахане, Куме и Наине. И для каждой местности свойственны собственные «почерка». Но при любых обстоятельствах вы поймете, что в руках – творение ручной работы.
Региональные отличия иранских ковров
В зависимости от того, где строились ковры, они выделяются «почерками». И знающие люди подобного рукоделия скажут, в каком регионе профессионал соткал полотнище.
- Тебриз отличается наличием красного, кремового или синего фона. На них изображаются художественные линии исторических произведений, замки и мечети, сражения либо же соколиная охота. А в углах и по самому центру самого полотна — медальоны.
Тебризский иранский ковер
- Исфахан различается сочным красным или синим фоном. Удивляют видимые линии и фитоморфный орнамент. Ковроделие сейчас в стиле исхаран — это копии работ профессионалов Золотого столетия, что так прославились на Ближнем Востоке.
Исфаханское полотнище
- Иранские ковры из Кума — это бежевый нежный, кремовый или светло-зеленый фон, на котором в пару квадратов разбиты фитоморфные орнаменты. Это востребованные шелковые полотна, которые по цене выше, чем шерстяные. Это изделие сверкает, переливаясь на солнечных лучах, как хамелеон.
- Наин — традиция жанра, где на светлом фоне размещены ветки и вьющиеся цветочки. В виде подложки выступает тонкий хлопок. А иранский ковер, сочетающий оттенок слоновой кости и голубой цвет, это давно уже визитка Наина.
Наинский ковер
- Для жителей стран Европы распространенными считаются изготавливаемые в Габе «килимы». Эта продукцияв половину доступнее, а узор великолепен с двоих сторон. Даже с обратной стороны тут художественное произведение. Расходным материалов в этом случае выступает шерстяная нить, которую красят неровно. Это оригинальный узор с непривычным нам цветовым решением, однако по меньшей цены.
Килимы
Как отыскать ручную работу?
- На «персе» ручного изготовления есть отметка «Хенд-мейд».
- Машинная вязка предусматривает надпись «mashine made».
- По дизайну внешняя и внешняя стороны копируют друг друга.
- На ковре ручного выполнения бахрома не прошивается.
- Могут наличествовать изъяны, например, несимметрический узелок либо же неровность вязки. Это хорошо, ведь работает человек, а не машина.
- Ворс может быть шерстяным, шелковым либо же хлопковым. Основное, что материал настоящего происхождения.
- Отсутствие машинной стежки на месте закрепления основания полотна и кистей.
- Различия цветов одного и того же тона.
- Мастера оставляют на ковре надпись. Они исполняют ее у бахромы.
- Может изображаться иранский флаг или государственная принадлежность.
- Однако если подобных характерных признаков нет, это еще не значит, что продукция низкокачественная.
- Изделие с легко выдирающимися ворсинками говорит от использовании машинной техники выполнения.
- Обращайте на то внимание, чтобы персидское изделие не отличалось сухостью и бледностью.
Главное! Можно воочию выверить качество вязки шерстяного полотна. В течение пары минут потрите поверхность. При этом ворс может лезть только первоначально. На второй и дальнейший разы он не должен оставаться у вас на руках.
- Шелковый иранский ковер в хорошем выполнении имеет подложку из такого же материала, а не из хлопковых нитей.
- Если поджечь шелковую ворсинку, она должна свернуться в комок и выделять аромат, как при возгорании волоса.
- Шелковое полотнище при смене освещения и ракурса взгляда должно переливаться, меняя цвет и оттенок.
Это говорилось исключительно об дорогих персидских коврах. Но есть продукция и довольно не дорогая. Она может изготавливается из натуральных волокон, но хуже по качествам. В этом случае все может зависеть только от возможностей в финансовом плане. Ведь есть изделия, которые стоят сотни тысяч условных единиц.
Уход за иранскими полотнами
Даже взяв во внимание то, что иранские полотна отличаются долговечностью и обычностью в уходе, не застрахован никто от возможности возникновения загрязнений. Например:
- пыль, песок и другие твёрдые частицы, которые, попадая в структуру изделия, помогают повреждению ворса;
Чистка «перса»
- частицы жира, витающие в воздухе, оседая на ворсинках, выполняют изделие блеклым и многое иное.
- Чтобы избежать досрочной порчи материала, стоит следовать определенным правилам для ухода за «персом». А конкретно:
- не рекомендуется хранение и размещение изделия в помещении с высоким уровнем влаги и с наличием токсических химвеществ;
- запрещено на персидский шерстяной ковер устанавливать мебельные элементы и декора с острыми железными ножками;
- чтобы устранить неравномерное изнашивание ворса ковра, эксперты советуют его порой поворачивать;
- делать сушку шерстяных изделий рекомендуется исключительно настоящим способом. Использовать устройства с тёплым или холодным воздухом нельзя.
- не забудьте, что ковры главное пылесосить так же и с изнанки;
- убирание пролитых веществ в форме жидкости должно выполняться мгновенно чтобы избежать поглощения влаги.
Мокрая очистка
Полотна ручной работы в первую очередь чистить способом мокрой уборки. И даже тогда, когда как правило необходимости нет. А дело все в том, что ворс сам по себе впитует пыль, грязь и иные частицы, витающие в воздухе. Мы ведь не живём в вакууме.
Прежде чем приступить к мокрой уборке ковра, рекомендуется его тщательно почистить пылесосом. Очищать полотнище нужно специальными средствами для мытья для продукции ручной работы.
Главное! Полностью запрещено в процессе чистки персидского ковра применение жёстких щеток. Причем не стоит делать движения против ворса.
Мокрая очистка предусматривает применение пенообразующего шампуня, защищающего изделие от промокания. Главное подбирать спецсредство для ковров. В другом случае может возникнуть липкая пленка, что только навредит полотну ручной работы. Потому как «перс» — продукция дорогая, не нужно экономить и на моющем веществе. Просто непозволительно повредить такой шедевр некачественным шампунем.