Изготовление изразцов для печей, технология и инструкция
На протяжении многих веков изразцы были частью нашей культуры. Поэтапно такой вид керамики подрастерял прежнюю известность. Однако последние 20-30 лет мы смотрим проснувшийся рост заинтересованности к оформлению печей изразцовыми элементами.
На некоторое время керамико-отделочная культура поддалась давлению западных технологий и очень большого многообразия плитки. Но материалы для отделки, которыми отделаны храмы древности наших мегаполисов и архитектура вавилонян и египтян, имеют чрезмерно неоспоримые хорошие качества, чтобы отправлять технологию прадедов в небытие.
Рисунок 1. Печь, отделанная изразцами
Конструкция изразцов
Изразцы – это кафельная плитка необычной конструкции. Полотно плит может иметь самую разную фактуру – гладкую, шероховатую, структурную. Но суть изделий – коробчатый формат.
Плитка состоит из:
- лицевой части;
- пластины – самого лицевого слоя;
- румпы – элемента, который и выделяет эту керамику среди всех других видов;
- отверстий для штырей, размещенных в румпе.
Рисунок 2. Конструкция изразца
Объёмная форма, интеллигентная за счёт румпы, выполняет отделку термоинертной – отдача тепла печного покрытия ощущается пару дней. Благодаря коробкам меж плиткой и поверхностью камина образуется пространство. Ему мы и обязаны аккумуляцией тепла и столь очень длительной теплоотдачей помещению.
Отверстия в румпе необходимы для штырей или проволки, которые вмуровывают в кирпичные стыки – это выполняет облицовку очень крепкой и надёжной. Традиционная схема отделки предполагает отказ от клея или других аналогичных связующих. Благодаря этому отдача тепла увеличивается ещё больше.
Не обращая внимания на инертность носителя тепла, тепло печи, покрытой изразцами, очень мягкое. Отлично прогревая помещение, печь при этом не может обжечь.
Ключевой практический плюс подобной плитки – отдача тепла печи на протяжении нескольких суток
Виды изразцов
По форме и назначению изразцовую керамику разделяют на несколько главных видов. Среди них:
- плоские плиты – детали, которыми покрывают главную площадь камина;
- угловые – предназначаются для декора углов;
- цокольные и карнизные – рассчитаны на облицовку верхней и нижней зон печи исходя из этого;
- фасонные – угловые плитки, которые нужны для оформления углов криволинейной формы.
Рисунок 3. Варианты изразцовой плитки
Как выполняют изразцы промышленным способом?
Неповторимый формат отделочной керамики возник в качестве ответа на необходимость отличного прогрева помещения и продолжительного удержания тепла. Некоторые самые новые модели печей отличаются заметной температурной разницей внешней и внутренней зон печной поверхности. Из-за этого, для их отделки абсолютно достаточно и привычной плитки из керамики. В других вариантах намного целесообразней применение коробчатых плит.
В минувшем керамику с румпой отливали в древесных формах, после этого монтировали коробку и расписывали определённым образом. Сегодня в изготовлении плит сочетают и классические технологии, и современные наработки.
Этапы сегодняшнего производства изразцов:
- выполняют гипсовую форму; исходя из расчётных габаритов плит, отливают заготовку; собрав из нескольких частей основу, её покрывают спецсоставом, после этого устанавливают опалубку и заливают модель смесью на гипсовой основе; форму доводят до ума, чистят и сушат;
- приготавливают сырьё – глину; сырьё необходимо почистить от примесей и выполнить пластичным; чтобы придать нужной степени вязкости глине дают вылежаться, а после долго и достаточно качественно перемешивают – убирают из смеси воздух;
- готовым сырьём наполняют форму, тщательно проминая его по направлению от центра к периферии; потом глину оставляют сушиться – влажность из сырья в себя вбирает форма; в конце концов глиняная масса усаживается и отходит от стенок формы без особых проблем; на данной стадии полуфабрикаты достают из форм и направляют для просушивания в спецкамеру, отличающуюся нужной температурой и степенью влаги;
- будущие изразцы отсылают на обжиг в печь; тут плитка набирает крепость, приобретает цвет и нужный показатель влажноустойчивости;
- полотно компонентов украшают глиной или глазурью, после этого определённым образом расписывают;
- на финальном этапе плиты ещё один раз обжигают – это нужно для образования монолита основы и глазури и для формирования окончательного оттенка; порой после окончательного обжига на плитку наносят очередной слой декоративного состава – к примеру, краски.
Это все интересно, однако у многих появляется законный вопрос – можно ли изготовление высококачественных изразцов для печей собственными руками? Это сложно, но ответ позитивный – сделать самостоятельно проверенную столетиями керамику можно.
Как выполнить изразцы собственными силами?
Производственный процесс керамики разбит на этапы. Начинать нужно с приготовления сырья.
Заготовка глины
Глина есть в продаже, но вполне можно заготовить её самостоятельно. Если планируется самостоятельная работа, то рекомендуется обеспокоиться запасами в тёплое время года. Глиняные комки необходимо прекрасно высушить под прямыми лучами солнца.
Сухую глину разбивают трамбовкой и просеивают, удаляя примеси. Раскрошенное сырье заливают водой и хорошо перемешивают. Во время такой процедуры на поверхности оказывается весь шлак – его удаляют. Манипуляцию повторяют до той поры, пока не перестаёт всплывать мусор.
Рисунок 4. Заготовка глины
Для работы лучше всего применять спецёмкость, в которой выполняют разновысокие отверстия. Последние сначала закупоривают, но, по мере промывки, поэтапно открывают. Из-за этого жидкость сливается – в таре остаётся жидкое сырьё. Глину передвигают в широкий низкий таз и опять сушат на солнечных лучах. В процессе выпаривания исходник регулярно перемешивают. Готовым считают тестообразный эластичный материал.
Важно достичь чистоты и пластичности глины. Это даст возможность и работать с удобством, и не переживать за крепость изделия
Изготовление формы
Материалы для отделки можно сделать какой угодно геометрии. Исходя из желаемой, приготавливают форму из гипса. Схема изготовления глиняной заготовки:
- из куска глины раскатуют лепёшку;
- острым инструментом режут требуемую фигуру и равняют грани;
- лепят структурную иллюстрацию и при помощи стека наносят узорный эскиз; контур заготовки оформляют глиняными валиками.
Дальше из бруса выполняют рамку, в которую помещают заготовку. Потом в водной массе разводят гипс – из соотношения 7:10 (гипс:вода). Модель из глины увлажняют, а потом заливают смесью на гипсовой основе.
Важно! Гипс приходится задействовать тут же. Он достаточно стремительно застывает и уже через пару минут теряет эластичность
Вначале смесью покрывают модельный узор, тонкослойно. Потом составом наполняют рамку до самого края. Для высыхания гипса хватает 15 минут. Спустя пятнадцать минут рамку убирают, а форму чистят, вымывают и сушат. На данной стадии её уже можно применять для производства плиток.
Формовка и обжиг изразцов
Модель из гипса готова – её наполняют податливым материалом. Прижимая глину в структурную поверхность формы, следят за тем, чтобы сырьё заполнило собой все детали. Дальше – черёд румпы. Коробку производят из четырёх валиков, которые располагают на заготовке. Необходимо помнить о проволочных отверстиях. После того, как полуготовый изразец слегка застынет, его вынимают из основы.
При помощи любого гладкого элемента полируют глину. Итогом должен стать маленькой поверхностный блеск. Компонент декора на определенный период времени оставляют – ему необходимо просохнуть.
Рисунок 7. Процесс формования изделия
Роспись плитки
На данном шаге производства плитка практична, однако недостаточно эффектна. Минус ликвидируют при помощи росписи. Есть два вида украшения:
- холодный способ; в ход идут краски масляные – плитку олифят, сушат на протяжении дня, украшают, опять сушат и покрывают лаком; вторичный обжиг не требуется;
- роспись ангобами (покрытием из жидкой глины); требуется разносортная глина и второй обжиг; существует два подварианта такого способа:
- плитку смачивают в водной массе, после этого отделывают тоненьким слоем светлого ангоба; дав изразцу чуть высохнуть, его расписывают термоустойчивой гуашью; при отказе от эмалирования плитки в ангоб домешивают толчёное стекло – для упрочнения; после росписи детали вновь отсылают в печь;
- плитку покрывают сметанообразной глиной; следует учесть, что при обработке термическим путем расписанная изразцовая керамика может менять цвет.
Процесс глазуровки
- приготавливают клейстер и перемешивают его с толчёным стеклом; смесь должна быть сметанообразной;
- в готовый состав окунают плитку – либо расписанную, либо без добавочной художественной обработки;
- сушат керамику;
- еще раз обжигают.
При нагревании клейстер со стеклом спекаются с плиткой и создают единое целое.
Для упрощения производства изразцов заместь глины можно применять гипсовую шпаклёвку, а непростому процессу изготовления форм можно выбрать приобретение готовых силиконовых. В подобном варианте обжиг не требуется, а процедура отливки ощутимо легче. Но с подобным подходом имеет место уход от устоев.
Рисунок 10. Печка, отделанная термоинертной керамикой
Заключение
Изразцы смотрятся не по современному. Однако в этом-то и заключается их главная прелесть. А если добавить к эстетической составляющей практичность – большую и продолжительную отдачу тепла – этой плитке в печном оформлении нет цены.
Приобрести изделия которые уже готовы легче, но неужели это может принести столько удовольствия? Привычную керамику собственными руками не сделать, а в случае с изразцовой все иначе. Навряд ли стоит отказываться от возможности сделать материал для отделки собственными силами. Но тем не менее, печь или камин, оформленные классической плиткой, будут радовать и глаза, и тело долгое время.