Основные неисправности и правила ремонта дымовой трубы
Дымоход – одна из основных частей отопительной системы жилого дома, позволяющая удалять угарный газ и продукты сгорания топлива. На ее внутренние стенки оседают компоненты дыма. Во время образования конденсата идет химическая реакция, во время которой создаются кислоты, разрушающей внутреннюю структуру материала кирпича или провоцирующую развитие коррозийных процессов дымового канала из металлических элементов.
Дополнительно на трубу воздействуют внешние факторы – порывы ветра, сезонное изменение температуры, различные осадки, течет печная труба. Полученные повреждения становятся причиной уменьшения силы тяги, приводят к увеличению расхода топлива, появляется риск отравления людей продуктами сгорания, и в результате необходим ремонт домовой или промышленной дымовой трубы.
Повреждения дымохода
Поломки могут возникнуть по многим причинам, основные среди них:
- Неправильно выполненная кладка дымовых каналов, что становится причиной образования конденсата.
- Кладка сделана из кирпича низкого качества, разрушающегося в короткий срок.
- Повреждение трубы механического характера.
- Изнашивание кладки естественным путем.
Разрушение кладки
Проверять состояние дымохода нужно раз в год, это особенно важно перед отопительным сезоном, недопустимо не осматривать дымовые каналы более 5 лет. При этих обследованиях находят причины и размеры повреждений. Обнаруженные дефекты нужно сразу устранить, чтобы тяга была нормальной.
Засорение дымохода
При снижении силы тяги сразу нужно проверить трубу на возможные засорения, причиной могут быть птичьи гнезда, выпавшие куски бетона или кирпича. Проход может быть забит сажей.
Проще всего провести проверку, спустив в дымовой канал гирю (она остановится в месте засора). Дефект проще устранить падающим грузом. Если это не получится, для ремонта печной трубы придется разбирать ее в месте засора и удалить его, после этого стену складывают заново.
Удаление сажи
Поступление паров в дымовой канал из топки – причина способная доставить несколько неприятностей:
- Резко снизится сила тяги и в помещении появится запах гари.
- Кладка пропитывается влагой, что приводит к дальнейшему ее разрушению.
- На печи и на поверхности дымохода появляются смолистые черные пятна.
- Усиливает коррозию и провоцирует основные неисправности металлических труб.
Конденсат появляется по нескольким причинам:
- Под поверхностью кровли присутствуют сквозные щели, это быстро охлаждает воздух. Конденсат в этих условиях появится обязательно;
- У дымохода нет теплоизоляции – трубу штукатурят или заключают ее в кожух из металла. Внутренние дымовые каналы защищают стекловатой или базальтовым волокном.
Неприятность может произойти по 2 причинам:
- Не установлен или сломан дефлектор над дымоходом. Недостаток нужно сразу устранять.
- Здания или высокие деревья, расположенные поблизости, создают преграду, что препятствует правильной работе дымохода. Нужно нарастить его на 0,5-1 м, что позволит вывести из области ветрового подпора.
Другие причины
Очень важны гладкие внутренние стенки дымового канала – поверхность без лишних выступов улучшает поток газов. При большом диаметре дымовых каналов в частном доме, если они больше чем необходимо для печи, газы будут медленно подниматься вверх, постепенно они охлаждаются и воздух перемещается еще хуже.
Влага и смола на дымоходе
Оголовок дымохода – наиболее уязвимое место, на которое влияют погодные явления. Его целостность очень важно для качества тяги, по этой причине важно сразу ликвидировать любые неисправности. Возможно, даже новый дымоход станет работать неэффективно – возникает задымление, дым уходит плохо или даже появляется обратная тяга. Эти неприятности говорят об ошибках в конструкции или при кладке дымохода.
Его должен осмотреть специалист, чтобы найти причину неприятностей, и дать заключение, как лучше провести ремонт дымовых труб из кирпича. Может потребоваться переделка всей конструкции.
Проверка кладки и небольшая реставрация
Во время внешнего осмотра трубы определяют уровень разрушения кирпича или обнаруживают все дефекты, способные стать причиной снижения силы тяги. Если будут обнаружены трещины, осыпавшийся из швов раствор, трубу промазывают заново.
Старый раствор снимают своими руками, используя долото. Нужно врезаться в кладку не меньше чем на 2 см, так вы сможете освободить место, которое заполнится свежим раствором.
Раствор готовят из 1 доли портландцемента, 2 долей извести и 7 долей песка. Шов заранее увлажняют, это усилит адгезию раствора. Мастерком промазывают поврежденный участок трубы, заполняя пустоты. Хорошо уплотнить швы получится с помощью алюминиевой трубки согнутой под углом, ее толщина должна быть такой же, как и ширина шва.
Реставрация кладки
Обнаруженные на трубе трещины, очищают металлической щеткой, и из них удаляется пыль. Заделывают все трещины термостойким герметиком или простым глиняным раствором.
Капитальный ремонт
Если при осмотре будут найдены серьезные повреждения, трубу придется восстанавливать вплоть до ее полной разборки. Кирпич снимают послойно с помощью молотка и зубила, спешить не нужно. Материал снимают до участка, на котором ряд будет без повреждений. Разобранный кирпич опускают на землю, трубу складывают в один кирпич, кладку нужно постоянно контролировать уровнем.
Кладку нужно делать так чтобы внутренняя поверхность оставалась полностью гладкой, это улучшит прохождение дыма. Верхняя часть трубы должна иметь оголовок, которой делают из цементного раствора, он защищает кладку от воздействия негативных погодных условий.
Полное перекладывание трубы
Если полностью перебрать дымоход нельзя, для устранения дефектов в него устанавливают гильзу – керамическую или стальную трубу нужного диаметра. Гладкая керамическая или металлическая поверхность не будет задерживать сажу и улучшит тягу. Перед установкой гильзы нужно заранее убедиться, что в дымовой трубе нет посторонних предметов. Гильзу опускают на место целиком или при длинном дымоходе отдельными частями, но чтобы соединить отдельные элементы гильзы потребуется разбирать кладку.
Пустоту между кладкой и трубой заполняют асбестовым шнуром или другим негорючим теплоизолирующим материалом. По окончании работы наверх дымового канала устанавливают защитный козырек из окрашенного металла. Монтаж круглой гильзы улучшает отвод дыма, повышает герметичность дымового канала, заметно снижает потери тепла. Этот способ допустимо использовать только для прямых дымоходов, диаметр которых не изменяется по всей длине.
Ремонт промышленных дымоходов
Промышленные дымоходы обслуживают специалисты, у которых есть специальное разрешение на проведение работ на высоте. Это, возможно, –замена или усиление изношенных элементов или отдельных частей конструкции.
Восстановление оголовка трубы нуждается во временном отключении технологического оборудования. Часть работ по ремонту допустимо выполнять, не прекращая рабочего режима.
Экспертиза дымоходов
Оценка состояния дымоотводящих устройств на промышленных объектах выполняют регулярно. С учетом характера и объема дефектов ремонт дымовой трубы делится на текущий и капитальный. Капитальный ремонт дымоотводов котельных производят организации, в составе которых есть рабочие с необходимой аттестацией.
Подготовка к работе
Работы на этих объектах состоят из нескольких операций:
- Реставрация защитного покрытия, защита ствола дымохода от коррозии.
- Ликвидация крена трубы, если он выше допустимых значений.
- Замена или полный ремонт натяжных устройств металлических труб.
- Реставрация кирпичной кладки.
- Ремонт и усиление оголовков.
- Восстановление или новая кладка футеровки кирпичных каналов.
- Восстановление отмостков.
- Реставрация и устройство бетонных отливов.
Способы ремонта
После выполнения экспертизы дымохода создают проект ремонта. Самые распространенные дефекты:
- Монтаж и натяжение стяжных колец, это позволит убрать трещины на поверхности трубы.
- Трещины не более 3 см зачищают от пыли и грязи, после этого заделывают бетонным раствором.
- Трещины более 3 см предварительно зачищают, разрушенные кирпичи заменяют.
- После ликвидации недостатков натягивают сжимные кольца.
Реставрация фундамента
Если произошла деформация основы промышленной трубы, которая становится причиной крена всей конструкции, способы восстановления включают:
- Усиление грунта вокруг конструкции с помощью смолизации или цементации.
- Дополнительная нагрузка на основании со стороны напротив накренившейся стены.
- Частичное удаление почвы напротив крена.
Схема промышленной трубы
Для промышленного дымохода, сложенного из кирпича, бывает, необходима ликвидация небольших трещин, а иногда – реставрация кладки. Если на поверхности образовались горизонтальные или вертикальные трещины, то при ремонте производят их заделку цементным раствором и штукатурят поверхность фундамента. Детали дымовых труб из металла через небольшой срок требуют ремонта. Бандажные кольца со временем подтягивают, так как они со временем ослабевают и плохо выполняют свое предназначение.
Важно уделить внимание состоянию раствора кладки. Через время он теряет свои характеристики и вымывается осадками. Чтобы предотвратить разрушения кладки, нужно пустые швы замазать высокопрочным штукатурным раствором.
Восстановление железобетонных конструкций
Промышленные трубы из ЖБ изделий в отдельных случаях на ТЭЦ достигают 350 метров. Работать на таких конструкциях можно только с помощью лебедки. В каркас ЖБ изделий заложена металлическая арматура, она со временем подвергается коррозии, одновременно с этим разрушается бетон. При повреждении участка трубы на глубину до 3 см, его замазывают в 2-3 слоя по сетке из металла.
Обработка поверхности трубы
Промышленные трубы из ЖБ изделий внутри восстанавливают, расшивая и замазывая после этого обнаруженные трещины. Большие повреждения поверхности труб, требуют полного оштукатуривания поверхности. Промышленные трубы после ремонта окрашивают, используя органосиликатную краску. Этот материал со временем не тускнеет, может использоваться для защиты металлических поверхностей.
Реставрация промышленных труб из металла
Основными работами при ремонте поврежденных промышленных дымовых труб являются подготовка поверхности и покраска. Иногда необходимо заменить скобу или другую составную часть дымового канала. На стадии подготовки счищается слой старой краски.
С помощью шпателей и металлических щеток снимается от 10 до 30% старого покрытия. Бывают требования очистить все 100% поверхности. Этого можно достичь применением специального кислотного раствора. Он наносится на трубу и по истечении трех минут старый слой краски осторожно снимается. Участки, где обнаружена коррозия, обрабатывают препаратами останавливающим эти процессы. Окрашивать поверхность нужно после предварительно нанесенной грунтовки, подождав перед окраской 2 часа.
Ремонт металлической трубы
Какой бы качественный не был дымоход, со временем он разрушается. Если были обнаружены первые признаки проблем, такие как растрескивание кладки или осыпание раствора, потребуется сразу провести ремонт промышленной или печной трубы. Без свофевременного ремонта произойдет окончательное разрушение трубы, и потребуется ее восстанавливать.