Бордюрный дорожный камень – значимая эстетическая и функциональная деталь в конструкции дорог и тротуаров. Ровное аккуратное разграничение различных территорий выполняет покрытие архитектурно законченным. Более того, бордюрный камень мешает разрушению и вымыванию кромок дорожного или тротуарного покрытия, создает его долговечным и прочным.
Прямой бордюр
К техническим качествам бордюрного бетонного камня предъявляют большие требования в согласии с ГОСТом № 6665 от 1991 г. В данном документе установлены типы бортового камня и номер ГОСТа, в согласии с которым они маркируются, производственная технология, состав бетона, способы контроля качества произведенной продукции. Бордюрные блоки имеют общую маркировку в виде буквы «Б». Вторая буква указывает на его вид («БУ» — означает «прямой с уширением», «БР» — означает «прямой рядовой» и т.д.). Цифры, следующие за буквенным обозначением, указывают размер. Так, согласно ГОСТу, бетонное изделие БР 100-30-15 — это прямой рядовой бордюр, длина которого 100 см, высота – 30 см, а ширина – 15 см.
Технические специфики
Бортовые дорожные бордюры БР 100-30-15 делаются способом вибропрессования. Разрешается применение технологии вибролитья, если она даст возможность достигнуть качества, соответствующего требованиям ГОСТа. Такие технологии разрешают качественно уплотнить материал и получить правильные пропорции геометрии изделия.
Главное! Все поперечные и продольные поверхности изделия должны быть взаимно перпендикулярными. Возможен уклон тыльной продольной стороны, наличие скруглений ребер или фасок.
Готовая продукция на производстве
Бордюрный дорожный камень БР 100-30-15, выполненный по ГОСТу и имеющий необходимую маркировку, имеет эти свойства:
- Абразивную устойчивость, трещине. Чтобы достигнуть большого служебного срока бордюра в условиях значительных нагрузок, для его изготовления применяют бетон из мелкозернистого щебня. Благодаря этому материал прекрасно уплотняют, становится монолитным и тяжёлым (плотность изделия 2400 кг/м3). Применяют бетон марки М300 (отвечает классу В22,5) или М400 (класс В30), в котором рассчитано высокое в процентном отношении содержание цемента с уменьшенным количеством песка и щебня от всего веса.
- Большой служебный срок зависит и от способности влаги проникать в толщу материала. Благодаря тому, что водопроницаемость бетона по ГОСТу отвечает марке нормальной влагонепроницаемости W4, гарантированный срок эксплуатации изделия больше 25 лет.
- Большая устойчивость к морозам бетона – отвечает классу F200.
- Разрешается добавление в бетон красителей, и заказчик может обговорить это добавочное требование с изготовителем.
- Вес одной бордюрной части будет примерно 100 кг, благодаря этому после монтажных работ он монолитно держится в земле.
Маркировка изделий
Бордюрный камень 1000х300х150, сделанный в согласии с ГОСТом, отмечается с торцевой грани. На каждом десятом камне партии специализированной несмываемой краской вставляется обозначение типа бордюра и его размеры. Пакуются в пакеты по 18 шт. Вес подобного пакета – 2 тонны. Отпускается поштучно, общая цена рассчитывается из количества штук, помноженного на стоимость одной единицы.
Главное! Из-за тяжелого веса изделий нужно соразмерять кол-во отгружаемых в один автомобиль изделий с подъемностью груза транспорта .
Кладка
Кладка дорожных бетонных бордюров из камней 1000-300-150 делается в согласии с технической картой, разработанной соответствующим министерством. Работы в себя включают подготовку в грунте канавы, оборудование песчаной подсыпки, установку части, заполнение пазух между бордюром и стенками канавы грунтом с обратной стороны и цементом (асфальтом) со стороны дорожки, цементирование торцевых стыков. Из-за тяжелого веса секций для точного позиционирования применяют механизмы подъема.
Части устанавливают таким образом, чтобы они были заглублены в почву ровно частично.