Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-54 история создания, технические характеристики и

Трактор-легенда ДТ-54

Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-54 история создания, технические характеристики и

«Доживший» до сегодняшних дней трактор-легенда ДТ-54 считается одним из реальных титанов советского автомобилестроения. Это многоцелевая сельхозмашина на гусеничном ходу. Аппарат 3-го тягового класса делает все разновидности сельхозработ. Хотя серийный выпуск техники давно остановлен, старая модель и сейчас очень легко реализует возлагаемые на нее функции. Про это агрегате мы и расскажем подробно в нынешнем обзоре.

История создания трактора

Сельхозоборудование с индексом ДТ-54 стало первым советским массовым гусеничным трактором общего назначения, оборудованным дизельным мотором.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-54 история создания, технические характеристики и

История техники начинается в далеком 1930 году. В начале 30-х на Сталинградском тракторном заводе был создан первый двигатель на дизеле для сельхозмашины, впрочем тогда он так и не стал заменой керосиновому близкому человеку. Моторы на дизеле испытывали на тракторах СХТЗ-НАТИ, на базе которых и был разработан ДТ-54. Впрочем 54-ка была сделана по новой схеме и существенно отличалась от своих предшественников.

После Второй мировой сельскохозяйственная сфера СССР требовала серьезного переоснащения. Активно восстанавливающаяся отрасль особенно остро нуждалась в механизмах, оборудованных дизельными моторами. Тракторный дизель в течении нескольких лет продолжали улучшать и «доводить до ума». И, наконец, 7 ноября 1949 года с конвейера сошел первый ДТ-54. Инженеры признают разработку и момент выпуска трактора знаковым шагом для автомобилестроения СССР.

В Сталинграде аппарат выпускался в течение 12 лет, до 1963 года.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-54 история создания, технические характеристики и

Приблизительно одновременно с этим выпуск был развернут на Харьковском тракторном заводе. В Харькове серию машин делали до 1961 года.

В перечень производителей этой версии вошел также Алтайский тракторный завод. Тут сельхозмашина выпускалась с 1952 по 1979 год.

Потом промышленное производство 54-ки целиком остановилось. В общей трудности в советском союзе выпустили 957 900 единиц этой техники.

Спектр сельхозработ

Трактор ДТ-54 в основном предназначается для эксплуатирования в разных видах работ сфере сельского хозяйства. Область использования техники включает:

Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-54 история создания, технические характеристики и

  • вспашку земли;
  • планирование полей;
  • посевные работы;
  • сбор урожая;
  • землеройные и прочие сельскохозяйственные работы.

Машина прекрасно себя проявила при вспахивании новых и целинных земель. Тяговая мощность гарантирует глубокую пахоту тяжёлых грунтов и труднопроходимых территорий.

Техника удачно работает в паре с четырех- или пятикорпусными плугами, механизмами для боронования и культивации грунта, разными сеялками, поливальными машинами, косилками, а еще машиной для посадки деревьев.

Трактор мог соединяться с различными орудиями малого захвата и собой представлял универсальный аппарат, который подходил для применения в строительстве и легкой промышленности.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-54 история создания, технические характеристики и

Более того, была разработана версия ДТ-54А, которая предназначалась для работы в торфяных (болотистых) местах и на рыхлых (нестабильных) грунтах. Не увязнуть в земля машине помогали ее широкие гусеницы.

Техническая специфика

ДТ-54 сконструирован по типовой для сельхозмашин на гусеничном ходу схеме, которую можно расчленить на следующие ключевые группы: ходовая часть, мотор, силовая передача, системы управления, подсобные и механизмы работы.

Масса и размеры и габариты

Масса техники без навесного оборудования составляет 5400 кг. Удельное давление на грунт — 0,41 кг/кв. см.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-54 история создания, технические характеристики и

Общая схема трактора ДТ-54: 1 — масляный отопительный прибор; 2 — водяной отопительный прибор; 3 — мотор; ; 4 — передний брус рамы; 5 — соединительный вал; 6 — очиститель воздуха; 7 — заливная горловина топливного бачка пускового мотора; 8 — рукоять управления подачей топлева; 9 — педаль муфты сцепления; 10 — рычажок муфты и тормоза поворота; 11 — рычажок передач; 12 — бак для топлива; 13 — коробка передача; 14 — задний мост; 15 — остаточная передач; 16 — гусеница; 17 — опорный каток; 18 — балансировочная каретна; 19 — рама; 20 — направляющее колесо

Размеры и габариты и критерии массы трактора:

  • длина всего агрегата с наличием прицепного устройства составляет 3,660 м;
  • ширина с учетом краев гусениц в обычном варианте — 1,865 м;
  • высота техники — 2,30 м;
  • дорожный просвет — 260 мм;
  • база — 1,622 м;
  • колея — 1,435 м.

На ДТ-54 поставлен мотор на дизеле марки Д-54. Вид мотора собой представлял бескомпрессорный, четырехкамерный аппарат водяного охлаждения. Блок цилиндров и головка камеры выполнялись из чугуна, смесеобразование было вихрекамерное. Расположение цилиндров — рядное, вертикальное.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-54 история создания, технические характеристики и

Схема мотора трактора ДТ-54: 1 — головка цилиндров; 2 — водяная рубашка; 3 — штанга толкателя; 4 — распределительный вал; 5 — корпус уплотнения; 6 — картер муфты сцепления; 7 — маховик; 8 — венец маховика; 9 — задняя балка; 10 — насос для масла; 11 — шестерня привода масляного насоса; 12 — передняя балка; 13 — шестерня коленчатого вала; 14 — крышка; 15 — картер шестерен распределения; 16 — насос для воды с вентилятором; 17 — выпускной клапан; 18 — пружина клапана; 19 — шпилька; 20 — сапун; 21 — колпак клапанного механизма; 22 — коленчатый вал.

При периодичности оборотов в 1300 об./мин. мотор трактора развивает номинальную мощность в 54 лошадиные силы (39,7 кВт).

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление

На машине монтирована пятискоростная автоматическая коробка переключения передач. Имеется вероятность установки уменьшителя хода с 2-мя интервалами. Уменьшитель гарантирует сельхозмашине передвижение на добавочных десяти неспешных скоростях.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-54 история создания, технические характеристики и

Схема регулировки главной передачи трактора: 1 — вторичный вал; 2 — регулировочные прокладки; 3 — крышка; 4 — вал заднего моста; 5 — стакан подшипника; 5 — правая гайка; 7 — левая гайка; 8 — стопорная пластинка; 9 — перегородка; 10 — гайка крепления перегородки; 11 — большая конусообразная шестерня; 12 — небольшая конусообразная шестерня.

Силовой механизм агрегата нужен для перенесения вращения ведущим роликам, а еще валу контроля мощности. Трансмиссия трактора состоит из муфты сцепления, коробки передач, заднего моста, конечных передач и соединительного вала.

Заднему мосту обеспечено обособленное управление муфтами поворота и тормозами. Аналогичное управление стало применяться после 1956 года.

Тормоза на дизельном тракторе бортовые, автоматизированные, ленточного образца и двухстороннего функционирования.

Подвеска машины имеет балансировочные каретки. Каждая гусеничная ветка управляется ведущим роликом. Оснащены также делегирующий ролик и два опорных колеса. Сама гусеница включает 41 звено цевочного зацепления.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-54 история создания, технические характеристики и

Положение клина и оси качания в отверстии внутреннего балансира подвески трактора ДТ-54 при несовпадении лыски оси качания с отверстием балансира для клина: 1 — клин; 2 — ось качания; 3 —- внутренний балансир; 4 и 5 — втулки наружного балансира; 6 — внешний балансир; в — контакт клина с цилиндрической поверхностью оси качания; г — контакт клина с поверхностью лыски оси качания.

На сельхозмашине оснащена закрытая двухместная шоферская кабина. Она оборудована мягким креслом, типовым набором средств управления и панелью приборов. Позднее кабину оборудовали системой обогрева и бачком для воды для питья. Объем бачка составлял 2,5 литра.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-54 история создания, технические характеристики и

Перейдя на отдельное управление тормозами и бортовыми фрикционами, в кабине стали устанавливать правую и левую тормозные педали.

Кабина не выделяется комфортностью. Не обращая внимания на закрытую форму, она не герметична, не защищена от шума, вибрации и пыли. У машины очень тяжелое управление рычагами и муфтой сцепления. Более того, спинка сиденья вешается на бак. А потому как бак для топлива практически служит задней стенкой кабины, то в процессе заправки дизтопливо нередко проникает под спинку.

Ходовая часть, прицепное устройство

В отличии от предшественников, на 54-ке была значительно модернизирована ходовая часть — были употреблены торцовые железные самоподжимные уплотнения. Для предупреждения попадания грязи, пыли и влаги все трущиеся детали и подшипники были надежно изолированные (закрытые).

Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-54 история создания, технические характеристики и

Ходовая часть трактора ДТ-54

Ходовая составная часть включает ведущие и ролики направляющие, гусеницы, опорные колеса и подвеску. Направляющие и приводимые в движение ведущие ролики помогают машине передвигаться по гусеницам. Они, со своей стороны, состоят из скрепленных между собой элементов из стали. Поддерживающие колеса сдерживают опущение верхних гроздей гусеницы, а делегирующие ролики координируют их натяжку.

Прицепное оборудование включает поперечную полосу и прицепную серьгу. Модернизированные версии 54-ки были оборудованы раздельно-агрегатной гидросистемой (более детально про это читайте ниже). А система навесного устройства обрела 2-ух- либо же трехточечную настройку.

Аппарат оснащен четырьмя фарами и розетками, посредством которых фары можно включить и на прицепной технике. Гидравлическое оборудование включает гидравлический насос и 3-цилиндровый коммутатор.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-54 история создания, технические характеристики и

Ходоуменьшитель: 1 и 2 — сменяемые двигающиеся шестерни; 3 — шлицевая втулка; 4 — втулка; 5 — шайба; 6 — удлиненный вал заднего хода коробки передач; 7 и 8 — сменяемые шестерни; 9 — шестерня постоянного зацепления; 10 — вал ходоуменьшителя; 11 — крышка; 12 — ведущий вал; 13 — боковая крышка; — нажимной стакан; 15 — шестерня.

Отзывы из сети:

«Ходовая часть устроена подобно такой трактора ДТ-54А» — здесь ввиду имеется, что конструкция одинаковая. Однако есть отличия в направляющих колёсах, в натяжителе, в креплении направляющих роликов, в креплении балансировочных кареток. Но эти все изменения незначительны. На ДТ-75 можно сказать «чуть-чуть модернизированная ходовая часть».

И ещё. Ходовая моделей Т-74, Т-75 тоже аналогична ДТ-54. Разница в рамах, трансмиссиях, двигателях.

Кстати, одни реставраторы честно признались, что при восстановлении ДТ-54 применяли много запасных частей от ДТ-75.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-54 история создания, технические характеристики и

Топливный бак, объем и номинальный расход

Топливный бак, объем трактора отличается значением в 185 литров, впрочем на дальнейшей модели трактора (версия ДТ-54А) его объем был увеличен до 250 литров.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-54 история создания, технические характеристики и

Мотор ДТ-54 обладает довольно невысоким расходом топлива — 205 г/л. с. в час. Благодаря этому аппарат можно использовать долгий временной промежуток, при очень высокой нагрузке на мотор без частых перерывов на дозаправку.

Ключевые вариации

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века сельхозмашина подверглась процессу улучшения. В обновившейся версии ДТ-54А гидросистема стала обособленно-агрегатной. Собственно эта версия и обновлялась пару раз. В общей трудности известно 4-ре модели:

Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-54 история создания, технические характеристики и

  • ДТ-54А-С1. Модель полностью укомплектована раздельно-комплектной гидросистемой с силовыми гидроцилиндрами. Более того, техника была оснащена навесным устройством, что позволяло увеличить сфера использования машины — стало есть возможность применение многообразной навесной или прицепной техники, координируемой дизельным агрегатом.
  • ДТ-54А-С2. Эта модификация аналогична предыдущей версии, но тут отсутствуют силовая камера и подоблицовочная конструкция.
  • ДТ-54А-С3. Модель сельхозмашины, которая создана для работы с прицепной техникой, потому как в таком случае отсутствует гидронавесной механизм.
  • ДТ-54А-С4. Модель полностью похожа варианту ДТ-54А-С1, впрочем лишена выносных силовых камер. Конкретно данный трактор был рекомендован советскими инженерами к использованию во всех республиках СССР.

Модель ДТ-54 по праву считается легендой автомобилестроения. История техники не кончилась с окончанием производства — аппарат востребован и сейчас. Ряд машин и по сей день создают на основе 54-ки, к примеру, тракторы Т-74, Т-75 и ДТ-75. А любители тяжёлой техники советской эпохи неоднократно воссоздавали 54-ку из металлолома или доводили до исправности старые образцы. Все это ненужный раз утверждает надежность и долговечность этой техники.