Технические характеристики и модификации мотоблока «Каскад»

Характерности устройства, применения и ремонта мотоблока «Каскад»

технический, модификация, мотоблока, каскад

«Небольшая механизация» в лице мотоблоков незаменимая для хозяев больших огородов. На рынке можно найти много марок и моделей, которые выделяются по собственному устройству — даже одинаковые с виду агрегаты при проведении ремонта могут «настойчиво попросить» различных запасных частей.

Благодаря этому большинство людей приобретают российские изделия, хорошо, деталей на них в изобилии. Рассмотрим один из подобных агрегатов — популярный минитрактор «Каскад», вместе с этим узнав точные технические специфики его разновидностей.

Описание, вариации, технические специфики

Эта модель выстроена по традиционной схеме с применением четырех ключевых групп узлов — силового агрегата, трансмиссии, ходовой части и органов управления.

О моторах побеседуем несколько позднее. А дело все в том, что на минитрактор можно установить любой из целой серии «движков», и любой из них предназначается для индивидуальной вариации.

Трансмиссия, со своей стороны, состоит из сцепления, цепного или шестеренчатого редуктора и четырехрежимной коробки передач (по две ступеньки вперед и назад). Эти все узлы могут быть собраны в блок либо же ставиться отдельно.

Ходовая прекрасно выделяется тем, что можно настраивать ширину колеи, выставляя необходимую величину. В остальном все привычно — жёсткая рама с «упакованными» в нее механизмами и закрепленной осью. Что же касается колес, то они бывают как пневматическими, с высокими зацепами, так и жёсткими железными.

Управление выполняется рулем мотоциклетного типа с вынесенными на рукоядка рычагами газа, сцепления, отбора мощности и пуска. Передачи также переключаются рычажком, размещенным немного ниже. Сам руль без труда подгоняется по высоте, что делает работу легче.

Как можно заметить, все привычно и довольно продумано. Теперь присмотримся к модификациям, которых за годы выпуска освоено много, и узнаем, чем они отличаются.

Напомним, что размеры у всех выпускаемых «Каскадов» особо ничем не отличаются, чего нельзя сказать про моторы. На вид мотора указывает цифра в индексе: 61 означает заграничный аппарат, в то время как 6 — отечественный. Следующие за ними числа отображают назначение механизма и вариант выполнения.

технический, модификация, мотоблока, каскад

С двигателем ДМ 1

Отечественный мотор считается базовым для мотоблока марки «Каскад» — многие экземпляры оснащены собственно этим мотором.

Это одноцилиндровый четырехтактный мотор, развивающий 6 л. с. при крутящем моменте в 14 Н/м. Объем у него больше, чем у зарубежных, — 317 см куб. при сухой массе в 28 кг. Другие характеристики блока смотрятся так:

  • Сцепление — ременное;
  • Редуктор — шестеренчатый;
  • Глубина захвата (мм): — 300;
  • Ширина вспашки (мм) — 930;
  • Горючее — АИ-80, АИ-92, АИ-92;

  • Объем бака (л) — 4, 5;
  • Топливный расход (л/ч) — не больше 2;
  • Размеры (мм) — 1500 ? 600 ? 1150;
  • Вес (кг) — 105.
технический, модификация, мотоблока, каскад

С двигателем Briggs & Stratton INTEK

Этот американский «воздушник» выделяется надежностью и качеством сборки.

  • Объем работы (см.куб) — 206;
  • Мощность (л. с) — 6,5;
  • Диаметр цилиндра (мм) — 68;
  • Вращающий момент (Н/м) — 12,6;
  • Сухой вес мотора (кг) — 15,3;
  • Горючее — АИ-92 и АИ-95
  • Объем бака (л) — 3,6;
  • Топливный расход (л/ч) — в границах 1,6–1,8.

Из свойств отметим электронный блок зажигания и наличие декомпрессора. Пуск — ручной, с помощью вытяжного шнура.

МБ 61-12 На «двенадцатых» применяются собственно американские установки. Благодаря этому цена у них выше, что и отпугивает некоторых фермеров.

технический, модификация, мотоблока, каскад

Эта линейка включает десять модификаций. Все они имеют ременное сцепление и цепной редуктор.

А вот их параметры работы:

  • Глубина захвата (мм) — до 260;
  • Ширина вспашки (мм) — учтены режимы в 450, 600 и 950;
  • Скорость (километров в час) — до 13.

В инструкции указывается полный индекс, который и «выдаёт» характерности определенной вариации. По неопытности разобраться в данном сложно, но мы чуть-чуть облегчим данную задачу.

Увидев после определения МБ 61-12 длинный ряд цифр, нужно иметь в виду, что приведенные через черточку числа «предоставляют» такие тонкости устройства:

  • очень сильный редуктор (02);
  • базовый редуктор (04). У подобных экземпляров выходной вал «посажен» на игольчатый подшипник, на всех других типах стоят простые шариковые обоймы;
  • очень сильный редуктор с увеличенным диапазоном скоростей (05) и разблокировкой колес (06);
  • машины с автоматической разблокировкой колес и усиленным редуктором «проходят» под индексом 07.

С «хвостовыми» числами все просто – «01» всегда указывает на обыкновенную рулевую колонку, в то время как «02» — на поворотную. Все эти сведения не только дают возможность выяснить технические специфики любого мотоблока марки «Каскад», но и выбрать необходимые запчасти.

технический, модификация, мотоблока, каскад

Приведенные индексы универсальны, другими словами используются для всех изделий с подобным наименованием, независимо от варианта мотора.

Вариация с японским мотором Robin-Subaru EX-21. Его легко выделить даже зрительно — цилиндр размещён под угол.

  • Объем работы (см куб.) — 211;
  • Мощность (л. с.) — 7;
  • Диаметр цилиндра (мм) — 67;
  • Вращающий момент (Н/м) — 13,9;
  • Сухой вес мотора (кг) — 16;
  • Горючее — АИ-92 и АИ-95
  • Объем бака (л) — 3,6 ;
  • Топливный расход (л/ч) — до 1,85 л.

Устройство пуска продемонстрировано привычным шнуром, а вот зажигание — на транзисторном индукторе. Сцепление — ременное. В системе электрического оборудования числится встроенный «постоянный» генератор.

технический, модификация, мотоблока, каскад

Иные характеристики:

  • Глубина захвата (мм) — от 100 до 200;
  • Ширина вспашки (мм) — до 900;
  • Скорость (километров в час) — до 13;
  • Вес (кг) — 105.

Тут в качестве «сердца» выступает профессиональный мотор Honda GX-200. Среди доводов в его пользу — прекрасное качество подгонки и сборки, неплохие КПД и ресурс деталей. Минус, пожалуй, всего один — большая цена.

  • Объем работы (см куб.) — 196;
  • Мощность (л. с.) —6,5–7;
  • Диаметр цилиндра (мм) —68;
  • Вращающий момент (Н/м) —13,2;
  • Сухой вес мотора (кг) —16;
  • Горючее —АИ-92 и АИ-95
  • Объем бака (л) —3,1 ;
  • Топливный расход (л/ч) —до 1,7 л.

Работать с небольшим «движком» комфортно, тем более, что все блоки данной серии идут с валами отбора мощности.

В результате достигаются такие рабочие критерии:

  • Глубина захвата (мм) —до 320;
  • Ширина вспашки (мм) —450–930;
  • Скорость (километров в час) —до 12 во время движения вперед, 4 для заднего хода;
  • Вес (кг) — 105.
технический, модификация, мотоблока, каскад

Модификация с отечественным мотором ДМ-66. В сущности, это тот же ДМ-1 — характеристики похожи, разве что «шестьдесят шестой» легче на 3 кг (сухая масса составляет 25 кг). В систему смазки интегрирован маслоразбрызгиватель.

  • Глубина захвата (мм) — до 320;
  • Ширина вспашки (мм) — ставятся два режима(на 350 или 610);
  • Скорость (километров в час) — до 10;
  • Вес (кг) —105.

Это весьма доступные агрегаты из всего ряда моделей фирмы.

Мотор модели ДМ-68 фактически повторяет силовой аппарат «шестой» серии. Однако тут стоит меньший бак, а масло подается на детали принудительно, через блок.

  • Глубина захвата (мм) — до 300;
  • Ширина вспашки (мм) —450, 600 или 900
  • Скорость (километров в час) — до 10,3;
  • Вес (кг) — 103.

«Ноль восьмые» приобретаются очень часто. Востребовательность ему обеспечили малая стоимость и высокая возможность ремонта.

технический, модификация, мотоблока, каскад

Эксплуатационные особенности

Сформировавшись с выбором и купив подходящий минитрактор, не забудьте о правилах грамотной эксплуатации подобной техники. Это даст возможность сэкономить на ремонтных работах и «расходниках».

Обкатка после приобретения

Первые часы и сутки работы имеют исключительную значимость — детали только притираются, благодаря этому начинают с щадящих нагрузок.

Еще до ее начала необходимо проверить все крепежи, по надобности подтяните наиболее слабые. Инструкция по эксплуатированию любого мотоблока серии «Каскад» предписывает 35-часовой цикл обкатки. В данный период рекомендуется:

  • прогревать мотор 3–5 минут без нагрузки, выставив средние обороты;
  • работать исключительно на первой передаче при средних оборотах. Низкие обороты — это всегда риск перегрева. Самые большие пока что противопоказаны;

  • через 5 первых часов масло подлежит замене;
  • до конца обкатки придется залаживать новую порцию с интервалом не больше чем 7 часов (а лучше через 5);
  • после 35 часов масло меняется, обязателен осмотр всех соединений, если необходимо — подтяните слабые болты.
технический, модификация, мотоблока, каскад

Сразу по окончании обкатки пытаются не давать мотору полную нагрузку. Это выполняют понемногу, чтобы первое время на самые большие режимы доводилось не больше 25 % от всего времени работы. Большинство владельцев придерживаются данного правила еще пару месяцев после отведенного заводом срока притирки.

Уход и работа с мотоблоком

Поточные осмотры и ТО сводятся к этим процедурам:

  • повседневное убирание грязи, пыли и масла со всех наружных поверхностей;
  • постоянная проверка доступных креплений. Протяжка — по надобности;
  • зрительная оценка состояния ремня. Расслоения не допускаются;
  • проверка креплений навесного оборудования;
  • спустя каждые 50 часов со всей серьезностью исследуется натяжение ремней и все крепежи, а в редукторе меняют масло.

Чтобы заменить ремень, необходимо знать его размер и маркировку, ведь на минитрактор «Каскад» пригодятся только предназначающиеся для него изделия. Это продукция с индексами А1180 (на передний ход) и А1400 (для заднего).

Буква «А» означает профиль в 13 мм. Часто в ход идут заграничные комплектующие, сходные по размеру, но с внутренними зубчиками.

Естественно, рабочий режим силового агрегата должен быть адекватным, без сверхнагрузок и переработки. Тщательно прочтите фабричные документы — там указаны все нужные интервалы и допуски, которых лучше держаться. Если это не сделать, существует риск «загубить» дорогой мотор.

технический, модификация, мотоблока, каскад

Приступая к работе, шофер выставляет руль поудобнее и держит минитрактор параллельно грунту. Минимальный перекос — и машина просто «зароется». Самая большая глубина культивации в один проход составляет 200 мм (на мягких почвах). На очень сложных участках ее делают меньше до 100–150 мм.

Очередной невидимый момент — каменистая земля проходится исключительно на первой передаче, чтобы не сломать ножи.

По окончании сезона блок ставят в сухое проветриваемое помещение. Можно сохранять и на улице, под выступом крыши, заранее накрыв его чехлом из брезента или полимерного этилена. Перед этим поймете, что рычаги остановки мотора и «газа» приведены в положение «СТОП».

Для консервирования все неокрашенные детали отделываются маслом типа К17. Продолжительность такого хранения — один год. Если минитрактор выстоял без движения длительнее, смазку укладывают опять, после этого помнят плотно «укутать» механизм.

технический, модификация, мотоблока, каскад

Возможности навесного оборудования

В типовый набор входят такие устройства:

  • 4 фрезы разной глубины для рыхления на различных режимах;
  • удлинитель грунтозацепов, который увеличивает проходимость;
  • сошник, разрезающий почву.

«Функционал» можно существенно увеличить, прикупив набор дополнительного оборудования. Среди наиболее популярных девайсов выделяются:

  • окучники, которые незаменимы во время работы с насаждениями корнеплодов. Они дают возможность делать ровные «гребни» на площадях большого размера. Бывают «регулярными» и регулируемыми;
    технический, модификация, мотоблока, каскад

  • лопата-отвал, делающая легче работы связанные с землей и уборку мусора (а в зимнее время года и снега);
    технический, модификация, мотоблока, каскад
  • плуги с различной шириной лемеха;
    технический, модификация, мотоблока, каскад
  • плоскорезы, удаляющие сорняки между рядами;
    технический, модификация, мотоблока, каскад
  • грабли;
    технический, модификация, мотоблока, каскад
  • в стороне стоят прицепы, которые без труда увезут полтора-два центнера груза.
    технический, модификация, мотоблока, каскад

«Каскад» смело работает и с приводными установками, которые подключаются за счёт дополнительного ремня:

    сенокосилкой;

    технический, модификация, мотоблока, каскад

В общем, настоящий специалист. Но и он может «заболеть», требуя ремонта.

Ключевые поломки и инструкция по ремонту

Любой фермер без труда назовет несколько «фамильных заболеваний» мотоблоков. В большинстве случаев они затрагивают системы питания, ремней и трансмиссии.

Коварство подобных неполадок в том, что они могут проявиться даже при правильном уходе — в дело включаются плохого качества детали или горючее (в то время как ошибки в сборке довольно редки). Остановимся на очень популярных проблемах и методах их устранения.

Проблемы в работе карбюратора

Они знакомы всем мотоциклистам, и для человека с опытом проблемы не могут представить. Хотя разберется и аккуратный новичок.

Начнем с самого примитивного — горючее не поступает в карбюратор. Чтобы быть увереным в этом, придется выкрутить свечу — сухая подтвердит такую предположение. Действия будут следующими:

  • заправив бак, откройте топливный кран;
  • потом прочищайте отверстие внизу бензобака — может быть усложнен начальный водоотвод;
  • если бензин так и не дошел, придется сливать его из бака, снимать краник и мыть его;

  • потом от корпуса карбюратора отцепите шланг. Он продувается наряду с жиклерами. После обратного монтажа крана все будет работать, как требуется.
технический, модификация, мотоблока, каскад

Как бы все просто, однако в полевых условиях это работа не из приятных, также ветер может занести в жиклеры пыль.

Более проблемные ситуации (например, когда горючее не поступает в цилиндр) затребуют демонтажа карбюратора и его последующей переборки.

В данном плане минитрактор «Каскад» прекрасно выделяется от зарубежных машин, также фабричная инструкция по ремонту описывает процесс во всех деталях. В кратце смотрится это так:

  • уже снятый узел без остатков бензина продувается при помощи штуцера, при этом его пытаются держать в положении, близком к рабочему. Нехитрый тест — если перевернуть его кверху, воздух проходить уже не должен.
  • Удостоверившись в этом, настраивают язычок в поплавковой камере. Его нужно бережно отогнуть либо же загнуть, чтобы обеспечить нормальную циркуляцию;
  • другим этапом будет контрольная продувка жиклера;
  • в конце мотор греют на малых оборотах (без нагрузки). Нужно ориентироваться на звук, если понадобится чуть-чуть ослабляя закрученный винт «газа».

Это обычные «перебои» системы питания, на которые приходится большая доля простоев техники.

Поломки редуктора

Несвоевременная смена масла и нарушение рабочего режима приводят к неисправности главенствующих узлов — редуктора. Очень часто такой элемент трансмиссии досаждает подобными трудностями:

  • смещение втулок с цепи, отчего она разбалтывается и может сойти. Это результат больших боковых нагрузок;
  • ускоренный износ опорной шайбы, до которого доводит постоянная работа блока под угол к грунту;
  • развал втулок, который чреват слетом цепи. Нередко опасная трещина становится итогом «рационализации», когда ставят намного мощнее самодельные фрезы, на которые мотор не рассчитывается.
  • протечка сальника, которая легко устраняется (если сравнивать с полной переборкой узла).

Узнать начальные признаки аналогичных нарушений легко — нужно только прислушаться к работающему агрегату. Если возникли отличительные и откровенно лишние «рычания» в сопровождении четких щелчков, значит, пора в ремонт.

Напомним, что редуктор красивого мотоблока «Каскад» способен расстроить разве что «уставшим» сальником. А меняется он так:

  • с вала убираются фрезы;
  • открутив болты, снимают защитную крышку (на «бэушных» экземплярах ее может не оказаться);
  • сальник вынимают, подцепив спицей или чем-то похожим;
  • новую «резинку» протирают от пыли, смазывают машинным маслом и устанавливают на место. Осадить ее можно даже головкой торцевого ключа. Заколачивают его бережно, до несильного упора. Готово!

Трудностей тут нет, легче будет разве что заменить масло. А вот монтаж новых втулок и цепи затребуют опыта — шестеренки должны стоять строго соосно, без смещения.

технический, модификация, мотоблока, каскад

Неудовлетворительная мощность

У активно работающих мотоблоков к 4–5 годам работы часто появляется еще одна проблема — после нормального пуска мотор работает неравномерно, ощутимо теряя в мощности.

Опытный механик тут же посмотрит на цвет выброса. Черный окрас подсказывает: в карбюратор проходит чрезмерно роскошная смесь. Если же этот узел не так давно перебирался, выкручивают свечу. Богатый нагар вкупе с замасленным электродом наблюдаются при:

  • засорении воздушного фильтра;
  • нарушении герметичности топливного клапана карбюратора;
  • износе маслосъемного поршневого кольца.

Заменить фильтр и настроить карбюратор либо клапаны намного легче, чем «колоть» мотор для замены колец. К столь трудоемким операциям прибегают еще в одном случае — если нарушена компрессия.

В подобном случае одними только кольцами может вряд ли можно обойтись: нельзя исключать, что сломан впускной клапан. Кроме замены, в ходе работ такого типа убирают нагар с седла блока цилиндров и рабочих кромок клапанов.

технический, модификация, мотоблока, каскад

Занявшись столь сложным ремонтом, тщательно просмотрите поршни и зеркало цилиндра. Теперь вы знаете, как отличаются бесчисленные вариации популярного мотоблока «Каскад», Надеемся, данная информация поможет подобрать хороший экземпляр, который будет служить не одно десятилетие. Удачной покупки!