Характерности устройства, применения и ремонта мотоблока «Каскад»
«Небольшая механизация» в лице мотоблоков незаменимая для хозяев больших огородов. На рынке можно найти много марок и моделей, которые выделяются по собственному устройству — даже одинаковые с виду агрегаты при проведении ремонта могут «настойчиво попросить» различных запасных частей.
Благодаря этому большинство людей приобретают российские изделия, хорошо, деталей на них в изобилии. Рассмотрим один из подобных агрегатов — популярный минитрактор «Каскад», вместе с этим узнав точные технические специфики его разновидностей.
Описание, вариации, технические специфики
Эта модель выстроена по традиционной схеме с применением четырех ключевых групп узлов — силового агрегата, трансмиссии, ходовой части и органов управления.
О моторах побеседуем несколько позднее. А дело все в том, что на минитрактор можно установить любой из целой серии «движков», и любой из них предназначается для индивидуальной вариации.
Трансмиссия, со своей стороны, состоит из сцепления, цепного или шестеренчатого редуктора и четырехрежимной коробки передач (по две ступеньки вперед и назад). Эти все узлы могут быть собраны в блок либо же ставиться отдельно.
Ходовая прекрасно выделяется тем, что можно настраивать ширину колеи, выставляя необходимую величину. В остальном все привычно — жёсткая рама с «упакованными» в нее механизмами и закрепленной осью. Что же касается колес, то они бывают как пневматическими, с высокими зацепами, так и жёсткими железными.
Управление выполняется рулем мотоциклетного типа с вынесенными на рукоядка рычагами газа, сцепления, отбора мощности и пуска. Передачи также переключаются рычажком, размещенным немного ниже. Сам руль без труда подгоняется по высоте, что делает работу легче.
Как можно заметить, все привычно и довольно продумано. Теперь присмотримся к модификациям, которых за годы выпуска освоено много, и узнаем, чем они отличаются.
Напомним, что размеры у всех выпускаемых «Каскадов» особо ничем не отличаются, чего нельзя сказать про моторы. На вид мотора указывает цифра в индексе: 61 означает заграничный аппарат, в то время как 6 — отечественный. Следующие за ними числа отображают назначение механизма и вариант выполнения.
С двигателем ДМ 1
Отечественный мотор считается базовым для мотоблока марки «Каскад» — многие экземпляры оснащены собственно этим мотором.
Это одноцилиндровый четырехтактный мотор, развивающий 6 л. с. при крутящем моменте в 14 Н/м. Объем у него больше, чем у зарубежных, — 317 см куб. при сухой массе в 28 кг. Другие характеристики блока смотрятся так:
- Сцепление — ременное;
- Редуктор — шестеренчатый;
- Глубина захвата (мм): — 300;
- Ширина вспашки (мм) — 930;
- Горючее — АИ-80, АИ-92, АИ-92;
- Объем бака (л) — 4, 5;
- Топливный расход (л/ч) — не больше 2;
- Размеры (мм) — 1500 ? 600 ? 1150;
- Вес (кг) — 105.
С двигателем Briggs & Stratton INTEK
Этот американский «воздушник» выделяется надежностью и качеством сборки.
- Объем работы (см.куб) — 206;
- Мощность (л. с) — 6,5;
- Диаметр цилиндра (мм) — 68;
- Вращающий момент (Н/м) — 12,6;
- Сухой вес мотора (кг) — 15,3;
- Горючее — АИ-92 и АИ-95
- Объем бака (л) — 3,6;
- Топливный расход (л/ч) — в границах 1,6–1,8.
Из свойств отметим электронный блок зажигания и наличие декомпрессора. Пуск — ручной, с помощью вытяжного шнура.
МБ 61-12 На «двенадцатых» применяются собственно американские установки. Благодаря этому цена у них выше, что и отпугивает некоторых фермеров.
Эта линейка включает десять модификаций. Все они имеют ременное сцепление и цепной редуктор.
А вот их параметры работы:
- Глубина захвата (мм) — до 260;
- Ширина вспашки (мм) — учтены режимы в 450, 600 и 950;
- Скорость (километров в час) — до 13.
В инструкции указывается полный индекс, который и «выдаёт» характерности определенной вариации. По неопытности разобраться в данном сложно, но мы чуть-чуть облегчим данную задачу.
Увидев после определения МБ 61-12 длинный ряд цифр, нужно иметь в виду, что приведенные через черточку числа «предоставляют» такие тонкости устройства:
- очень сильный редуктор (02);
- базовый редуктор (04). У подобных экземпляров выходной вал «посажен» на игольчатый подшипник, на всех других типах стоят простые шариковые обоймы;
- очень сильный редуктор с увеличенным диапазоном скоростей (05) и разблокировкой колес (06);
- машины с автоматической разблокировкой колес и усиленным редуктором «проходят» под индексом 07.
С «хвостовыми» числами все просто – «01» всегда указывает на обыкновенную рулевую колонку, в то время как «02» — на поворотную. Все эти сведения не только дают возможность выяснить технические специфики любого мотоблока марки «Каскад», но и выбрать необходимые запчасти.
Приведенные индексы универсальны, другими словами используются для всех изделий с подобным наименованием, независимо от варианта мотора.
Вариация с японским мотором Robin-Subaru EX-21. Его легко выделить даже зрительно — цилиндр размещён под угол.
- Объем работы (см куб.) — 211;
- Мощность (л. с.) — 7;
- Диаметр цилиндра (мм) — 67;
- Вращающий момент (Н/м) — 13,9;
- Сухой вес мотора (кг) — 16;
- Горючее — АИ-92 и АИ-95
- Объем бака (л) — 3,6 ;
- Топливный расход (л/ч) — до 1,85 л.
Устройство пуска продемонстрировано привычным шнуром, а вот зажигание — на транзисторном индукторе. Сцепление — ременное. В системе электрического оборудования числится встроенный «постоянный» генератор.
Иные характеристики:
- Глубина захвата (мм) — от 100 до 200;
- Ширина вспашки (мм) — до 900;
- Скорость (километров в час) — до 13;
- Вес (кг) — 105.
Тут в качестве «сердца» выступает профессиональный мотор Honda GX-200. Среди доводов в его пользу — прекрасное качество подгонки и сборки, неплохие КПД и ресурс деталей. Минус, пожалуй, всего один — большая цена.
- Объем работы (см куб.) — 196;
- Мощность (л. с.) —6,5–7;
- Диаметр цилиндра (мм) —68;
- Вращающий момент (Н/м) —13,2;
- Сухой вес мотора (кг) —16;
- Горючее —АИ-92 и АИ-95
- Объем бака (л) —3,1 ;
- Топливный расход (л/ч) —до 1,7 л.
Работать с небольшим «движком» комфортно, тем более, что все блоки данной серии идут с валами отбора мощности.
В результате достигаются такие рабочие критерии:
- Глубина захвата (мм) —до 320;
- Ширина вспашки (мм) —450–930;
- Скорость (километров в час) —до 12 во время движения вперед, 4 для заднего хода;
- Вес (кг) — 105.
Модификация с отечественным мотором ДМ-66. В сущности, это тот же ДМ-1 — характеристики похожи, разве что «шестьдесят шестой» легче на 3 кг (сухая масса составляет 25 кг). В систему смазки интегрирован маслоразбрызгиватель.
- Глубина захвата (мм) — до 320;
- Ширина вспашки (мм) — ставятся два режима(на 350 или 610);
- Скорость (километров в час) — до 10;
- Вес (кг) —105.
Это весьма доступные агрегаты из всего ряда моделей фирмы.
Мотор модели ДМ-68 фактически повторяет силовой аппарат «шестой» серии. Однако тут стоит меньший бак, а масло подается на детали принудительно, через блок.
- Глубина захвата (мм) — до 300;
- Ширина вспашки (мм) —450, 600 или 900
- Скорость (километров в час) — до 10,3;
- Вес (кг) — 103.
«Ноль восьмые» приобретаются очень часто. Востребовательность ему обеспечили малая стоимость и высокая возможность ремонта.
Эксплуатационные особенности
Сформировавшись с выбором и купив подходящий минитрактор, не забудьте о правилах грамотной эксплуатации подобной техники. Это даст возможность сэкономить на ремонтных работах и «расходниках».
Обкатка после приобретения
Первые часы и сутки работы имеют исключительную значимость — детали только притираются, благодаря этому начинают с щадящих нагрузок.
Еще до ее начала необходимо проверить все крепежи, по надобности подтяните наиболее слабые. Инструкция по эксплуатированию любого мотоблока серии «Каскад» предписывает 35-часовой цикл обкатки. В данный период рекомендуется:
- прогревать мотор 3–5 минут без нагрузки, выставив средние обороты;
- работать исключительно на первой передаче при средних оборотах. Низкие обороты — это всегда риск перегрева. Самые большие пока что противопоказаны;
- через 5 первых часов масло подлежит замене;
- до конца обкатки придется залаживать новую порцию с интервалом не больше чем 7 часов (а лучше через 5);
- после 35 часов масло меняется, обязателен осмотр всех соединений, если необходимо — подтяните слабые болты.
Сразу по окончании обкатки пытаются не давать мотору полную нагрузку. Это выполняют понемногу, чтобы первое время на самые большие режимы доводилось не больше 25 % от всего времени работы. Большинство владельцев придерживаются данного правила еще пару месяцев после отведенного заводом срока притирки.
Уход и работа с мотоблоком
Поточные осмотры и ТО сводятся к этим процедурам:
- повседневное убирание грязи, пыли и масла со всех наружных поверхностей;
- постоянная проверка доступных креплений. Протяжка — по надобности;
- зрительная оценка состояния ремня. Расслоения не допускаются;
- проверка креплений навесного оборудования;
- спустя каждые 50 часов со всей серьезностью исследуется натяжение ремней и все крепежи, а в редукторе меняют масло.
Чтобы заменить ремень, необходимо знать его размер и маркировку, ведь на минитрактор «Каскад» пригодятся только предназначающиеся для него изделия. Это продукция с индексами А1180 (на передний ход) и А1400 (для заднего).
Буква «А» означает профиль в 13 мм. Часто в ход идут заграничные комплектующие, сходные по размеру, но с внутренними зубчиками.
Естественно, рабочий режим силового агрегата должен быть адекватным, без сверхнагрузок и переработки. Тщательно прочтите фабричные документы — там указаны все нужные интервалы и допуски, которых лучше держаться. Если это не сделать, существует риск «загубить» дорогой мотор.
Приступая к работе, шофер выставляет руль поудобнее и держит минитрактор параллельно грунту. Минимальный перекос — и машина просто «зароется». Самая большая глубина культивации в один проход составляет 200 мм (на мягких почвах). На очень сложных участках ее делают меньше до 100–150 мм.
Очередной невидимый момент — каменистая земля проходится исключительно на первой передаче, чтобы не сломать ножи.
По окончании сезона блок ставят в сухое проветриваемое помещение. Можно сохранять и на улице, под выступом крыши, заранее накрыв его чехлом из брезента или полимерного этилена. Перед этим поймете, что рычаги остановки мотора и «газа» приведены в положение «СТОП».
Для консервирования все неокрашенные детали отделываются маслом типа К17. Продолжительность такого хранения — один год. Если минитрактор выстоял без движения длительнее, смазку укладывают опять, после этого помнят плотно «укутать» механизм.
Возможности навесного оборудования
В типовый набор входят такие устройства:
- 4 фрезы разной глубины для рыхления на различных режимах;
- удлинитель грунтозацепов, который увеличивает проходимость;
- сошник, разрезающий почву.
«Функционал» можно существенно увеличить, прикупив набор дополнительного оборудования. Среди наиболее популярных девайсов выделяются:
- окучники, которые незаменимы во время работы с насаждениями корнеплодов. Они дают возможность делать ровные «гребни» на площадях большого размера. Бывают «регулярными» и регулируемыми;
- лопата-отвал, делающая легче работы связанные с землей и уборку мусора (а в зимнее время года и снега);
- плуги с различной шириной лемеха;
- плоскорезы, удаляющие сорняки между рядами;
- грабли;
- в стороне стоят прицепы, которые без труда увезут полтора-два центнера груза.
«Каскад» смело работает и с приводными установками, которые подключаются за счёт дополнительного ремня:
-
сенокосилкой;
В общем, настоящий специалист. Но и он может «заболеть», требуя ремонта.
Ключевые поломки и инструкция по ремонту
Любой фермер без труда назовет несколько «фамильных заболеваний» мотоблоков. В большинстве случаев они затрагивают системы питания, ремней и трансмиссии.
Коварство подобных неполадок в том, что они могут проявиться даже при правильном уходе — в дело включаются плохого качества детали или горючее (в то время как ошибки в сборке довольно редки). Остановимся на очень популярных проблемах и методах их устранения.
Проблемы в работе карбюратора
Они знакомы всем мотоциклистам, и для человека с опытом проблемы не могут представить. Хотя разберется и аккуратный новичок.
Начнем с самого примитивного — горючее не поступает в карбюратор. Чтобы быть увереным в этом, придется выкрутить свечу — сухая подтвердит такую предположение. Действия будут следующими:
- заправив бак, откройте топливный кран;
- потом прочищайте отверстие внизу бензобака — может быть усложнен начальный водоотвод;
- если бензин так и не дошел, придется сливать его из бака, снимать краник и мыть его;
- потом от корпуса карбюратора отцепите шланг. Он продувается наряду с жиклерами. После обратного монтажа крана все будет работать, как требуется.
Как бы все просто, однако в полевых условиях это работа не из приятных, также ветер может занести в жиклеры пыль.
Более проблемные ситуации (например, когда горючее не поступает в цилиндр) затребуют демонтажа карбюратора и его последующей переборки.
В данном плане минитрактор «Каскад» прекрасно выделяется от зарубежных машин, также фабричная инструкция по ремонту описывает процесс во всех деталях. В кратце смотрится это так:
- уже снятый узел без остатков бензина продувается при помощи штуцера, при этом его пытаются держать в положении, близком к рабочему. Нехитрый тест — если перевернуть его кверху, воздух проходить уже не должен.
- Удостоверившись в этом, настраивают язычок в поплавковой камере. Его нужно бережно отогнуть либо же загнуть, чтобы обеспечить нормальную циркуляцию;
- другим этапом будет контрольная продувка жиклера;
- в конце мотор греют на малых оборотах (без нагрузки). Нужно ориентироваться на звук, если понадобится чуть-чуть ослабляя закрученный винт «газа».
Это обычные «перебои» системы питания, на которые приходится большая доля простоев техники.
Поломки редуктора
Несвоевременная смена масла и нарушение рабочего режима приводят к неисправности главенствующих узлов — редуктора. Очень часто такой элемент трансмиссии досаждает подобными трудностями:
- смещение втулок с цепи, отчего она разбалтывается и может сойти. Это результат больших боковых нагрузок;
- ускоренный износ опорной шайбы, до которого доводит постоянная работа блока под угол к грунту;
- развал втулок, который чреват слетом цепи. Нередко опасная трещина становится итогом «рационализации», когда ставят намного мощнее самодельные фрезы, на которые мотор не рассчитывается.
- протечка сальника, которая легко устраняется (если сравнивать с полной переборкой узла).
Узнать начальные признаки аналогичных нарушений легко — нужно только прислушаться к работающему агрегату. Если возникли отличительные и откровенно лишние «рычания» в сопровождении четких щелчков, значит, пора в ремонт.
Напомним, что редуктор красивого мотоблока «Каскад» способен расстроить разве что «уставшим» сальником. А меняется он так:
- с вала убираются фрезы;
- открутив болты, снимают защитную крышку (на «бэушных» экземплярах ее может не оказаться);
- сальник вынимают, подцепив спицей или чем-то похожим;
- новую «резинку» протирают от пыли, смазывают машинным маслом и устанавливают на место. Осадить ее можно даже головкой торцевого ключа. Заколачивают его бережно, до несильного упора. Готово!
Трудностей тут нет, легче будет разве что заменить масло. А вот монтаж новых втулок и цепи затребуют опыта — шестеренки должны стоять строго соосно, без смещения.
Неудовлетворительная мощность
У активно работающих мотоблоков к 4–5 годам работы часто появляется еще одна проблема — после нормального пуска мотор работает неравномерно, ощутимо теряя в мощности.
Опытный механик тут же посмотрит на цвет выброса. Черный окрас подсказывает: в карбюратор проходит чрезмерно роскошная смесь. Если же этот узел не так давно перебирался, выкручивают свечу. Богатый нагар вкупе с замасленным электродом наблюдаются при:
- засорении воздушного фильтра;
- нарушении герметичности топливного клапана карбюратора;
- износе маслосъемного поршневого кольца.
Заменить фильтр и настроить карбюратор либо клапаны намного легче, чем «колоть» мотор для замены колец. К столь трудоемким операциям прибегают еще в одном случае — если нарушена компрессия.
В подобном случае одними только кольцами может вряд ли можно обойтись: нельзя исключать, что сломан впускной клапан. Кроме замены, в ходе работ такого типа убирают нагар с седла блока цилиндров и рабочих кромок клапанов.
Занявшись столь сложным ремонтом, тщательно просмотрите поршни и зеркало цилиндра. Теперь вы знаете, как отличаются бесчисленные вариации популярного мотоблока «Каскад», Надеемся, данная информация поможет подобрать хороший экземпляр, который будет служить не одно десятилетие. Удачной покупки!