Техвозможности трактора МТЗ-1523, плюсы и минусы модели
Трактора не обласканы таким вниманием людей, как скажем, последние модели легковых авто или великолепные магистральные тягачи. Однако без них нельзя представить фермерское хозяйство и коммунальную сферу. Выбор аналогичных машин регулярно становится шире, и производственная программа МТЗ — не исключение. Рассмотрим один из самых распространенных тракторов этого завода, а конкретно МТЗ-1253.
чуть чуть истории создания
Многофункциональный трактор МТЗ-1523 выпускается Минским тракторным заводом. Это представитель легендарного семейства «Беларусов» (а конкретно линейки «Беларус-1200»).
Однако они уступают «пятнадцатому» по мощности и тяговым свойствам. Это видно и по этому параметру, как тяговый класс: модель 1523 причислена к 3-й категории, в то время как 1221 — ко 2-й, а 82-й и совсем присвоен показатель 1,4.
За годы выпуска МТЗ-1523 стал основанием для целого семейства тракторов, чему содействовала систематическая обновление. Изменения касались как правило мотора. Так, на машинах с индексами 3, 4 и В.3 стоят моторы мощностью в 150 л. с., а цифра 5 значит, что перед вами — машина со 153-сильным движком. Чуть-чуть позднее к линейке агрегатов прибавился заграничный дизель DEUTZ.
Конструкция вышла довольно удачной, и после ряда важных доработок на её базе начали отпускать более мощный трактор МТЗ-2022, относящийся к 4 тяговому классу.
Спектр сельхозработ
Многофункциональный трактор предназначается для выполнения большого ряда операций, а конкретно:
- вспашки грунта разного типа;
- сплошной культивации и боронования;
- предпосевной подготовки почвы;
- посева зерновых с использованием широкозахватных агрегатов;
- внесения удобрений и опрыскивания;
- уборки урожая пропашных культур;
- подъёма и убирания с поля трав и соломы;
- транспортных работ (перевозка оборудования или прицепов с грузами).
Если предусмотреть возможность работы с большим количеством специальных узлов и комплексов, то выходит, что МТ3-1523 может исполнять фактически все разновидности полевых работ.
Технические специфики
Перейдем к детальному обзору технических свойств этой модели. Начинаем с «вводной» части, дающей полное представление о тракторе.
Общие данные
- сухая масса (кг): 6000;
- предельно допустимая полная масса с нагрузкой (кг): 9000;
- размеры (мм): 4710х2250х3000;
- колёсная база (мм): 2760;
- колея передних колёс (мм): 1540-2115;
- колея задних колёс (мм): 1520-2435;
- очень маленький радиус поворота (м): 5,5;
- размер шин: передних колёс — 420/70R24, задних колёс — 520/70R38;
- клиренс (мм): 380;
- колёсная формула: 4х4;
- самая большая скорость (километров в час): рабочая — 14,9, автотранспортная — 36,3;
- диапазон скоростей на заднем ходу (километров в час): 2,7-17,1;
- удельное давление на грунт (кПа): 150.
Базовым двигателем для МТЗ-1523 считается дизель Д-260.1. Это рядный 6-цилинровый мотор с турбонаддувом. Он выделяется такими данными:
- объём — 7,12 л;
- диаметр цилиндра/ход поршня — 110/125 мм;
- степень сжатия —15,0;
- мощность — 148 л. с.;
- самый большой вращающий момент — 622 Н/м;
- частота оборотов коленчатого вала (оборотов в минуту): номинальная — 2100, самая маленькая — 800, самая большая на холостом ходу — 2275, при пиковом крутящем моменте — 1400;
- система охлаждения — жидкостная;
- смазочная система — комбинированная;
- вес — 700 кг.
Экологичный стандарт: Stage 0/1.
Мотор Д-260.1
На таких тракторах могут стоять и прочие двигатели:
- 150-сильный Д-260.S1 с подобными параметрами. Правда, есть отличия по экостандарту (в отличии от базового мотора, этот отвечает нормативам Stage II);
- немного более мощный (153 л. с.) и лёгкий (650 кг) Д-260.S1B3. Экологичный «допуск» — Stage IIIB;
- Д-260.1S4 и Д-260.1S2 с самым большим крутящим моментом в 659 Н\м;
- Deutz TCD2012. Это тоже рядный 6-цилиндровый мотор. Однако при меньшем (6 л) объёме он развивает рабочую мощность в 150 л. с., в то время как самая большая составляет уже 178. Под стать и тяга: самый большой вращающий момент — 730 Н/м.
Все такие двигатели прекрасно себя зарекомендовали в условиях настоящей эксплуатации. Разумеется, заграничный движок выигрывает в качестве сборки и по запасу мощности, но на стороне Д-260 и его производных — доступность запасных частей, возможность ремонта и собранный механиками навык обслуживания.
Ёмкость бака для топлива и расход
Объём ключевого бака для топлива — 130 л, дополнительного — 120.
Кабина с цилиндрическим остеклением обеспечивает нормальные условия для неопасной работы. Она жёстко закреплена к раме и располагает хорошей шумо- и виброизоляцией (которые на старых «Беларусах» были не на высоте). Благодаря подгонке стёкол, солнцезащитным шторкам и продуманной эргономике работать очень комфортно.
Доступ к ключевым органам управления не просит особенной подготовки: все приборы и рычаги на виду, а если понадобится работы в режиме реверса сиденье поворачивается на 180 градусов. Само сиденье подрессорено, его положение изменяется в нескольких направлениях.
Рулевая колонка — с насос-дозатором, причём руль не закрывает контрольные приборы. Реверсивный пост управления укомплектован дублированными тросами топливоподачи, а еще педалями тормоза и сцепления.
В качестве опции можно установить климатический прибор (отопитель идёт как стандартное оборудование).
Трансмиссия
На МТЗ-1523 установлено сухое двухдисковое сцепление регулярно замкнутого типа. Его конструкция улучшена и восполнена гидростатическим блоком управления.
Коробка передач, в зависимости от комплектации, имеет 4 или 6 ступенек. Более массовым считается первый вариант, работающий по формуле 16+8 (16 режимов во время движения вперёд и 8 — при заднем ходе). 6-ступенчатая немецкая КП марки ZF имеет высокий диапазон: 24+12. Правда, она ставится за дополнительную стоимость.
Вал отбора мощности, установленый сзади — свободный, 2-ступенчатый. Рассчитывается на режимы вращения в 540 или 1000 оборотов в минуту. Передний ВОМ предлагается как опция. Он имеет одну скорость и «вращается» в границах 1000 оборотов в минуту.
Электрическое оборудование
Бортовая система рассчитана на напряжение эксплуатации в 12 В и работу генератора на 1,15 или 2 кВт (все зависит от определенной комплектации). При пуске задействуется система, выдающая 24 В (при 6 кВт).
Два параллельно соединённых аккумулятора имеют ёмкость 120 А-ч каждый.
Рулевое управление
В гидрообъемной системе управления присутствуют два насоса: обеспечивающий питание (объёмом в 16 «кубиков» при обороте) и дозатор (на 160 куб.см/об).
Механическая часть состоит из 2-ух дифференциальных гидроцилиндров и рулевой тяги.
На данной модели они пневматические 3-дисковые, работающие в масляной ванне. Работают как на задние, так и на передние колёса (через привод моста) и представлены такими контурами:
- рабочим;
- рабочим на задние колёса;
- основным стояночным;
- стояночным на задние колёса.
Стояночный, он же вспомогательный, тормоз располагает индивидуальным механическим приводом. Привод управления тормозами прицепа сблокирован с управлением тормозами трактора.
Передний и задний мост
Передний ведущий мост балочного типа сделан по соосной схеме с использованием планетарных редукторов и закрытого конусообразного дифференциала очень высокого трения. Поворотные цапфы — двухопорные.
Задний мост тоже снабжён «планетарками». Главная передача имеет тот же вид, что и в случае с передним мостом — пара конусообразных шестерней передаёт вращение к редуктору с помощью 2-ух бортовых цилиндрических шестерней. Дифференциал блокируемый.
Ходовая, гидросистема и ГНС
Ходовая часть МТЗ-1523 включает:
- полурамный остов с жёсткой подвеской;
- передние и задние колёса. При установке проставки по настоящему достигнуть сдваивания задних колёс.
Водяная системаобъёмом 35 л укомплектовывается шестерённым насосом. Это может быть узел с маркировкой Д-3, УКФ-3 или НШ 32-3. Все они имеют одинаковые характеристики:
- объём работы в 32 куб. см;
- продуктивность в 55 л/мин;
- рабочее давление — до 20 МПа.
ГНС — раздельно-агрегатная, с интегральным блоком Bosch. Этот 3-секционный узел рассчитывается на работу в 4 позициях. Главными в его устройстве считаются:
- проточный распределитель;
- золотниковый регулятор (электрогидравлика).
Передние навески (опция) выполнены в виде цилиндров, а задние имеют вид шарнира с 4 звеньями.
Управление EHR выполняется с пульта 10 Управление положения выполняется по сигналам датчиков обратной связи: позиционного (11), силового (12) и микропроцессорного контроллера 13. реализующего установленный алгоритм управления.
В нейтральном положении золотников 14. распределителя 6 и EHR масло от насоса 3 поступает через открытый переливной клапан 7 в масляный бак через фильтр для слива (2).
Во время установки золотников 14 распределителя в рабочие позиции (подьем, опускание) масло от насоса поступает на исполнительные органы машин для сельского хозяйства.
Управление ЗНУ (15) выполняется регулятором (EHR) (8) с электромагнитным управлением Он состой из перепускного клапана (16). золотника подьема (17) и клапана опускания (18), управляемых пропорциональными электромагнитами (19). В режиме автоматизированного управления ЗНУ в зависимости от подобранного оператором способа регулирования на пульте управления система дает возможность держать установленное положение почвообрабатывающего орудия, стабилизовать тяговое сопротивление, совершенствовать тягово-сцепные свойства агрегата за счёт переноса части веса орудия на ведущие колеса трактора
При этом электрические сигналы отдатчика (2) положения (11) и 2-х силовых датчиков (12) поступают в микропроцессорный контроллер где сравниваются с сигналом эаданнным операратором на пульте управления (10).
В случае не совпадения таких сигналов, контроллер (13) формирует управляющее влияние для одного из 2-ух магнитов (19) EHR. который со своей стороны при помощи силовых гидроцилиндроо 9 выполняет корректирующее влияние на почвообрабатывающее орудие вверх или вниз, стабилизируя при этом положение орудия а еще тяговое сопротивление.
Возможности добавочной комплектации
В качестве опций изготовителем предлагаются такие узлы и системы:
- переднее навесное устройство;
- автоматическая сцепка;
- передний вал отбора мощности;
- коробка передач ZF (24+12);
- передний баласт весом до 1025 кг;
- набор для сдваивания колёс (как задних, так и передних);
- дополнительные сиденья;
- климатический прибор.
Что же касается агрегатов остальных марок, то их список большой, к трактору можно прицепить практически все — от плуга до самосвального прицепа, от культиватора до блока для внесения удобрений (уже не говоря о боронах и катках).
Плюсы и минусы
Эксплуатационный опыт, собранный трактористами и механиками, позволил обнаружить сильные стороны МТЗ-1523 и его обычные «заболевания».
Общепризнанными плюсами минского трактора считаются:
- хорошие и мощные двигатели;
- подходящий расход горючего и масла;
- наличие в конструкции ряда очень качественных зарубежных узлов;
- удобная кабина с возможностью переоборудования для работы в режиме реверса;
- совместимость с ключевыми сельхозмашинами;
- работа с очень приличным количеством подвесных и прицепных устройств;
- хорошее качество сборки;
- наконец, благоразумная цена, что вкупе с доступностью запасных частей и высокой ремонтопригодностью выполняет эту машину рациональным вариантом для фермера.
- подтекающих цилиндров включения сцепления (также не всегда удается отыскать ремкомплект);
- ускоренного износа выжимных подшипников и диска сцепления;
- протечек масла из мотора (часто не держат прокладки);
- слабых масляных шлангов, идущих на вал отбора мощности;
- условным «минусом» в наших условиях считается обслуживание версий с моторами Deutz — они работают исправно, но на всякий случай масштабные замены деталей притягивают значительные расходы.
Соотнеся все «за» и «против», легко заключить , что МТЗ-1523 — очень хорошая по отечественным меркам, многоцелевая машина с массой положительных качеств и продуманной системой. Однако иногда трактор может принести не приятные моменты, которые связаны с огрехами сборки.
Теперь вы знаете, на что способен этот трактор, и в кратце видите его устройство. Надеемся, эти сведения смогут помочь сформироваться с выбором сельскохозяйственной техники, а уже купленный «Беларус» станет надёжным помощником. Рекордных урожаев и поменьше неполадок в поле!