Система отопления ваз 2110 8 клапанов инжектор

Отопительная система ваз 2110 8 клапанов струнный насос

Конструкция системы обогрева ВАЗ 2110

ваза

1 – воздушные каналы посредством которых обдувается задняя часть авто 2 – обшивка на тоннель 3 – воздушные каналы, по которой воздух идет на ноги 4 – данное сопло нагревает центр авто. 5 – боковой обогрев 6 – обогрев боковых передних окон 7 – система управления теплоснабжением 8 – воздухораспределительный корпус 9 – заслонка на подаче обдува ног 10 – заслонка для обдува лобового стекла

клапан

  1. электропневматического клапана
  2. переднего корпуса воздухозаборника печки
  3. водоотражательного щитка воздухозаборника
  4. клапана управления заслонки рециркуляции
  5. заслонки рециркуляции воздухозаборника
  6. заднего корпуса воздухозаборника отопителя
  7. заслонки канала печки
  8. заслонки управления теплоснабжением
  9. отопительного прибора
  10. кожуха отопительного прибора печки
  11. штуцера, под пароотводящий шланг
  12. штуцера, под подводящий шланг
  13. штуцера, под отводящий шланг
  14. электрического двигателя печки + вентилятор
  15. корпуса электрического двигателя
  16. опорной площадки управления заслонкой печки
  17. рычага привода заслонки управления печки
  18. микромоторедуктора привода заслонки
  19. резистора
  20. крышки кожуха печки

В автомобиле ВАЗ 2110 применяется приточно-вытяжная вентиляционная система салона. Отопительная схема такая: на накладках лобового стекла присутствуют отверстия, сквозь них и подается воздушный поток в салон, либо самопроизвольно (когда автомобиль в движении), либо принудительно (применяя вентилятор печки). А лишний воздух покидает салон сквозь внутренние панели дверей, отверстия в дверях и щели между обшивками. Отверстия на дверях снабжены клапанами, посредством которых воздух покидает салон, а с наружной стороны воздух в салон не поступает. Вследствии этого улучшена тепловая изоляция салона.

Воздушный поток следующий вовнутрь авто при необходимости проходит нагрев, происходит это благодаря его проходу через отопительный прибор печки ваз 2110. Когда воздух нагрет он делится по тем частям салона, задвижки на сопла которых открыты рычагами управления теплоснабжения.

Как правило больший поток идет на обдув лобового стекла и боковые стекла (в зависимости от открытия заслонки). На другом месте по обдуваемости идет центр салона ВАЗ 2110. И остальной поток, если открыты задвижки делится на ноги тех, кто сидит на передних сидениях ( по 2 воздушного канала: на колени и на напольное основание) и на ноги пассажиров сзади (дефлекторы под передними седениями).

Чтобы сделать быстрее процесс прогрева салона ВАЗ 2110 или избежать попаданию в салон воздуха из вне – утопите кнопку рециркуляции. Откроется электропневмоклапан (исключительно при заведенном авто) и доступ воздуха с наружной стороны будет перекрыт. Если печка у вас включена при этом, то воздух в салоне будет продолжать циркуляцию через воздушные каналы.

В намного устаревших моделях ваз 2110 есть 3 скорости работы воздушного потока теплоснабжения, в новых их 4-ре, от самой слабой, до крепкой.

Отопитель салона ВАЗ 2110 имеет в себе коллекторный электрический двигатель вентилятора, с постоянным током и возбуждением от постоянных магнитов. 14 А – это самая большая потребляемая сила тока (при наивысших оборотах). Если включена самая большая скорость воздушного потока, то электрический двигатель подключен к питанию авто прямо, если же скоростью меньше, то напряжение подается через сопротивление (резистор). В намного устаревших моделях ваз – это 0,82 Ом и 0,23 Ом.

Не стоит снимать колесо с вала вентилятора, так как есть возможность нарушение балансировки, а электрический двигатель ВАЗ 2110 ремонту не подлежит. При его неисправности следует сделать замену на новый (который идет в сборе одновременно с колесом вентилятора).

Под приборкой авто находится отопительный прибор, он закрыт пластмассовым кожухом. В его составе есть 2 бочка и 2 ряда трубок из алюминия, на которые напрессованы пластины. От того какую температуру вы подобрали на рычаге управления зависит кол-во воздуха проходящее через отопительный прибор. При включении крайнего положения воздушный поток идущий в салон либо проходит весь через отопительный прибор, либо не проходит совсем.

Отличием отопителя устаревших моделей ваз являлось то, что там можно было закрыть поток на отопительный прибор печки охлаждающей жидкости. Подобным образом сейчас в ВАЗ 2110 при заведенном двигателе отопительный прибор печки всегда будет горячим. Благодаря подобному способу получилось убрать вечно протекающее место охлаждающей жидкости – кран. Плюс достичь нужной температуры окружающей среды в салоне стало быстрее, благодаря небольшой инерционности.

Управлять отопительной системой салона ВАЗ 2110 достаточно легко. Это происходит благодаря электронного блока. Тут мы можем увидеть шкалу температур от

16°С до 30°С. С термопреобразователя салона передаются показания в блок управления и в зависимости от разности температур (выставленной на блоке и которая в наше время в салоне) он управляет заслонками печки при помощи микромотора. На данном микромоторе есть измеритель положения заслонки, показания от датчика передаются на блок управления, и когда заслонка может достигать необходимого положения блок управления отключаем микромотор.

Существует возможность проверить датчик температуры, для этого:

  • зафиксируйте термометр для находящейся вокруг температуры рядом с термопреобразователем.
  • ручка управления должна стоять на положении А, а температуру выставьте больше на 2 градуса, чем в наше время в салоне (измерите термометром).
  • заведите авто.
  • закройте авто (двери и окна).

Если по истечению 14-16 минут температура на термометре не отвечает заданной на блоке управления, то достаньте контроллер из гнезда и проверните нажимной болт против часовой стрелки, если температура на термометре была выше нормы, и по часовой стрелке – если ниже. После поправок, проведите проверку снова.

При поломке датчика тепла с микровентидятором, датчика положения заслонки отопителя и микромотора поменяйте на новые.

(голосов: 2, в среднем: 3,50 из 5)

Отопительная система ваз 2112 16 клапанов

Плохая система вентиляции и нестабильность обогревания салона – одни из основных минусов ВАЗ 2112, которые изготовитель, если судить по всему, и не собирается убирать.

Благодаря этому доработка печки на ВАЗ 2112 – исключительно личное дело каждого владельца, и справляется с такой задачей кто, как может.

Чтобы понимать, что нужно улучшить с целью улучшения вентиляции и обогревания, вспомним принцип организации данных процессов в ВАЗ 2112.

В ВАЗ 2112 система вентиляции – приточно-вытяжная. т.е. воздух подается в салон либо самопроивольно, во время движения автомобиля, либо принудительно, при включенном вентиляторе печки, а выводятся потоки воздуха через клапаны, установленные в специализированных отверстиях в торцах дверей, щели между внутренними панелями дверей и обивками.

На рисунках приведено устройство отопителя и компонентов управления.

ваза

2110

Как не прекращает работу отопитель печки ВАЗ 2112 (2110, 2111)

На автомобиле поставлена система автоматического управления отопителем. Но менять температуру в салоне ВАЗ 2112 возможно и с помощью воздушной заслонки.

Часть забираемого воздуха, в зависимости от положения заслонок, идет через отопительный прибор отопителя, который нагрет всегда (из-за отсутствия перекрывающего крана).

При помощи рукояти управления потоками воздуха воздух, подогреваемый если понадобится, делится в различных направлениях: на ветровое стекло, к боковым стеклам, в центральную часть салона, к ногам водителя и переднего пассажира, к ногам пассажиров сзади. В любом случае, так задумано.

Предусматривается также система рециркуляции воздуха – для устранения проникания в салон загрязненного уличного воздуха и для ускорения прогрева печки. Система рециркуляции функционирует исключительно при работающем двигателе. При перекрывании доступа воздуха снаружи (кнопка рециркуляции нажата) и при работающем вентиляторе, воздух, проходя по воздушным каналам отопителя, двигается в салоне.

О вентиляторе. Он способна работать в одном из трех режимов:

  • на небольшой скорости
  • на средней скорости
  • в режиме автомат

. Метод автоматизированного режима полностью устанавливается электронным блоком управления.

Температурный уровень в салоне задается тумблером контроллера. Диапазон температуры – от 16 градусов по шкале Цельсия до 30, с шажком в 2 градуса. Информацию о температуре в салоне блок управления получает с датчика, размещенном на потолке (измеритель оснащен управляемым блоком управления вентилятором). В результате сравнение заданной и настоящей температур, программно включается микромотор, получающий сигнал управления от датчика положения заслонки отопителя и изменяющий положения заслонок, вычисляется подходящая скорость вентилятора (если тумблер вентилятора находится в положении «А»). При достижении заслонкой заданного положения, по сигналу датчика, микромотор выключается.

Чтобы точно настроить температурный метод работы управляющего блока, воспользуйтесь подстроечным винтом. Чтобы это сделать нужно выставить тумблер рабочих режимов вентилятора в положение «А», закрыть двери и окна, контрольный термометр разместить рядом с термопреобразователем в салоне (зафиксируйте скотчем), показатель установленной температуры увеличте на 2 градуса. Если все хорошо, через 15 минут требуемые и фактические температурные показатели сравняются. В другом случае – нужно повернуть винт для регулировки: против часовой стрелки для снижения температуры, по часовой – для увеличения. И опять проведите обмеры.

Знайте, что приборы: блок управления, измеритель положения заслонки и микромотор, термопреобразователь и микровентилятор ремонту не подлежат, только замене.

Как происходит замена отопительного прибора печки ВАЗ-2112 16 клапанов различных образцов

Признаки того, что отопительный прибор системы обогрева автомобиля просит замены :

  • огромный расход охлаждающей жидкости охлаждающей жидкости (тосола или антифриза) в системе охлаждения автомобиля (тосола или антифриза);
  • не работает обогрев автомобильного салона;
  • следы утечки охлаждающей жидкости на асфальтовом покрытии под отопительным прибором отопителя или протечки в подводящих жидкость к печке шлангах;
  • аромат антифриза в салоне;
  • жирный налет на стеклах автомобиля, их запотевание.

В данных случаях, в первую очередь, необходимо проверить затяжку хомутов шлангов системы. Возможно, причина утечек непосредственно они.

А сейчас про то, как происходит замена отопительного прибора печки ВАЗ-2112 16 клапанов различных образцов

Система охлаждения нового типа

клапан

Очередность ваших действий в данном случае такая:

  1. В первую очередь, для безопасности отключаем минусовую клемму аккумулятора. Сливаем охлажденный тосол или антифриз, заблаговременно необходимо открыв крышку расширителя. Для слива жидкости потребуется емкость объемом 4-5 литров.
  2. Сейчас, открутив две гайки, снимаем дворники с автомобиля.
  3. Потом убираем освободившуюся защитную пластиковую накладку под передним стеклом, крепящуюся на 2-х гайках и 4-х саморезах.
  4. Для доступа к печке снимаем жабо автомобиля, открутив 5 шурупов, 1 винт и 2 гайки, располагающихся снизу, в середине жабо, в районе рулевой планки.
  5. Для того чтобы вытянуть печку, снимаем жёлтую поперечную распорку, если она есть, а еще изогнутую гофру воздушного фильтра.
  6. Стягиваем дроссели с патрубков отопительного прибора.
  7. Потом отделяем от клемм печки все электропровода.
  8. У рулевой планки откручиваем 2 гайки, которые фиксируют печку, 1 гайку крепящую печку к корпусу.
  9. Окручиваем 3 самосверлящего шурупа, объединяющих две половины печки.
  10. Вынимаем, раскачивая правую часть печки, отведя ее заблаговременно вправо.
  11. Отопительный прибор в снятой половине печке фиксируется при помощи 3 винтов. Вынимаем его и меняем на новый, помня одеть поролоновый уплотнитель. Проверяем трудоспособность вентилятора, если понадобится подвергаем ремонту его или меняем на новый.
  12. Перед монтажем сборкой было бы неплохо вымыть шланги подвода охлаждающей жидкости водой из крана.
  13. Сборка проходит в обратном порядке.

Система охлаждения старого типа

Такие отопители устанавливались на моделях 21120 первых годов выпуска. Определить модификацию системы можно по ее наружному виду, заблаговременно сняв жабо автомобиля.

отопление

Для замены отопительного прибора необходимо:

  1. Сделать пункты 1, 4-7 снятия системы охлаждения нового типа.
  2. Убираем бак расширительный системы охлаждения.
  3. Снимаем вакуумный усилитель, открутив 2 гайки на 17 и бережно (не повреждая трубки тормозной системы) отводим главный тормозной цилиндр в сторону. Снимаем отрезок трубы вакуумного усилителя.
  4. В салоне автомобиля откручиваем 4 гайки со шпилек педали тормоза и одновременно с педалью снимаем усилитель автомобиля.
  5. Подобным образом, мы получили доступ к теплообменнику отопителя, который фиксируется при помощи трех винтов. Проводим его замену и сборку всей системы в обратном порядке.

Проверка правильности монтажного процесса

Сейчас можно залить в систему тосол или антифриз. Прогреваем мотор до той поры, пока не включится вентилятор печки. Проверяем температуру в салоне при неодинаковых режимах отопителя, работу разного электрического оборудования и приборной панели.

Если после выполненного ремонта отрезки трубы печки остаются холодными при включенном обогреве, то, может быть, в шлангах системы появилась воздушная пробка.

Полная схема системы охлаждения 16-ти клапанного мотора ВАЗ-2112

Схема системы охлаждения

клапан

Все важные элементы описаны ниже.

1 – отопительный прибор отопителя; 2 – пароотводящий шланг отопительного прибора отопителя; 3 – шланг отводящий; 4 – шланг подводящий; 5 – термопреобразователь охлаждающей жидкости (в головке блока) ; 6 – шланг подводящей трубы насоса; 7 – терморегулятор; 8 – заправочный шланг; 9 – пробка бака расширительного; 10 – измеритель указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 – бак расширительный; 12 – патрубок выпускного типа; 13 – жидкостная камера устройства пуска карбюратора; 14 – отводящий шланг отопительного прибора; 15 – подводящий шланг отопительного прибора; 16 – пароотводящий шланг отопительного прибора; 17 – левый бак отопительного прибора; 18 – измеритель включения электрического вентилятора; 19 – электрический двигатель вентилятора ; 20 – крыльчатка электрического вентилятора; 21 – правый бак отопительного прибора; 22 – сливная пробка; 23 – кожух электрического вентилятора; 24 – зубчатый ремень привода газораспределительного механизма; 25 – крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 27 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному отрезку трубы; 28 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного отрезка трубы; 29 – термопреобразователь охлаждающей жидкости в выпускном патрубке; 30 – трубки отопительного прибора; 31 – сердцевина отопительного прибора.

Элементы системы охлаждения

Сейчас, когда вам известна вся схема системы охлаждения ВАЗ-2112, вам необходимо узнать о всех её важных деталях детальнее:

Охладительный радиатор

клапан

Медный охладительный радиатор

Отопительный прибор предназначается для охлаждения жидкости в системе, когда она проходил через него по так называемому «большому кругу». Он алюминевый, имеет трубчато-пластинчатую, двухходовую конструкцию, оснащен пластмассовыми баками, в одной из которых существует особенная перегородка, которая предназначена для пропуска ОЖ. Жидкость, для прохода по «большому кругу» течет через верхний отрезок трубы и выходит через нижний.

Бак расширительный

2110

Этот бак достаточно надёжен, однако его соединения приходится порой проверять на непроницаемость.

Созданный из полупрозрачного полимерного этилена бак расширительный предназначается для залива и контроля охлаждающей жидкости. Когда в системе жидкость заправлена полностью, она должна быть в бачке между отметками «MIN» и «MAX». В бак установлены два отрезка трубы для отвода пара, одна от отопительного прибора отопителя, иная от отопительного прибора охлаждения.

Крышка бака расширительного

клапан

Несколько видов крышек бака расширительного.

Герметичности системы охлаждения обеспечивается крышкой бака расширительного, а точнее её впускными и выпускными клапанами. Выпускной клапан поддерживает если сравнивать с атмосферным высокое давление на работающем моторе. за счёт чего температура кипения становится выше, снижая потерю пара.

ваза

Терморегулятор предназначается для распределения потоков охлаждающей жидкости, контролируя её температуру. На холодном двигателе ОЖ двигается лишь по малому кругу, проходя через отопительный прибор отопителя и блок подогрева дроссельного узла. Когда температура вырастает до 87° С, клапан терморегулятора начинает открываться, и может достигать полного открытия при 102° С, пуская жидкость по «большому кругу». Терморегулятор для ВАЗ-2112 имеет улучшенное сопротивление дроссельного отверстия, за счёт чего поток жидкости возрастает.

отопление

Чем больше лопастей у помпы, тем лучше.

Помпа нужна для оснащения циркуляции в охлаждающей жидкости в системе. Помпа — это насос. Он лопастной, приводится в движение от коленчатого вала ремнём ГРМ. В случае «заклинивания помпы» ремень ГРМ порвётся, благодаря этому следите и контролируйте её состояние. Насосный корпус алюминевый, на передний конец которого запрессован зубчатый шкив, на другой крыльчатка. В случае выхода её из строя, порвётся ремень ГРМ, на 124 двигател клапана не загнёт, а вот на 21120 — загнёт. Благодаря этому соблюдайте регламент по замене помпы и подбирайте хорошие помпы .

Электрический вентилятор

2110

Вентилятор можно установить как с одной, так и 2-мя моторами. Если он не включается, то необходимо проверить реле вентилятора .

Рабочий режим мотора поддерживается термостатическим клапаном и вентилятором. Последний сделан из пластмассы и имеет 4-ре крыльчатки, которые установлены на вал электрического двигателя. Мотор включается по команде датчика через реле по сигналу ЭБУ. когда температура охлаждающей жидкости достигнет температуры в 99° С, и отключается при температуре в 94° С.

Измеритель охлаждающей жидкости

отопление

Измеритель стоить проверить,и если понадобится поменять.

Для контроля за температурой охлаждающей жидкости в системе предполагается специализированный измеритель. Установлен он в головку блока цилиндров и связан с показателем на приборной панели.

Отопительный прибор отопителя

клапан

Без данного компонента вряд ли можно обойтись холодной зимой.

Отопительный прибор отопителя предназначен для обогревания воздуха, поступающего в салон. Он соединён прямо с охладительной системой, и через него регулярно двигается тосол. Для того, чтобы подогреть воздух в салоне, воздух направляется на отопительный прибор, а когда этого не потребуется воздух минуя его проникает в салон.

Охлаждающая жидкость

отопление

Очень часто в качестве охлаждающей жидкости заливают тосол.

В качестве охлаждающей жидкости на ВАЗ-2112 очень часто используют ТОСОЛ. всего в системе его около 6 литров.

Очень не стоит применять воду, так как она вызывает энергичную коррозию для отопительного прибора из алюминия.

Источники: http://avtomobil-vaz.ru/sistema-ventiljacii-otoplenija-vaz-2112/, http://ladaautos.ru/vaz-2112/kak-proisxodit-zamena-radiatora-pechki-vaz-2112-16-klapanov-raznyx-obrazcov.html, http://carfrance.ru/sistema-oxlazhdeniya-vaz-2112-sxema/

Устройство и схема печки ВАЗ 2110

Если вы все таки захотели своими силами делать ремонт собственного автомобиля, вам нужно отлично знать устройство его узлов и уметь читать чертежи. Конечно, что подобные умения приходят с опытом эксплуатации и обслуживания ВАЗ 2110. В этот раз мы детально изучим работу отопителя. Если отопительная система функционирует исправно, значит в середине «десятки» удобно будет и водителю, и его спутникам. В данном материале собраны схемы печки и описание к ним. В руководстве по эксплуатированию тоже есть данная информация, но мы пытаемся описывать трудоёмкие процессы понятным языком. Наша задача состоит в донесении обязательной информации начинающим и уже опытным автолюбителям.

Так смотрится разобранная отопительная система автомобиля ВАЗ 2110

В устройство этого узла входит несколько приборов. Отопительный прибор является важным элементом печки – он нагревает воздух, поступающий в салон. Размещён он под капотом. Следующий элемент – это распределитель воздуха, оборудованного специализированными патрубками, которые проходят по салону 2110.

Извлечение поломанного отопительного прибора, добраться до него можно через капот

Если сопоставить «десятку» с предыдущими моделями, в ее отопительной системе возникла важное новшество – атомайзер (схема включает его в перечень). Прибор поставлен в климатической установке. Не все хозяева знают о его существовании, так как он нечасто выходит из строя.

Чтобы управлять работой отопителя, в автомобиле ВАЗ 2110 поставлен блок СУАО, который в техническом руководстве по эксплуатированию именуется контроллером. Блок не прекращает работу сообща с термопреобразователем в салоне, его также называют потолочным. Измеритель сообщает блоку температуру, потом происходит сравнивание данного показателя с выставленной температурой на рукоятке. Если показатели отличаются более чем на 2°, происходит подача тёплого или холодного воздуха в салон ВАЗ 2110.

На рукоятке необходимо остановиться детальнее, а точнее на ее крайних положениях – MAX и MIN. Если рукоять печки выставлена на один из данных показателей, подача тепла выполняется без работы термопреобразователя в салоне. Схема в себя включает все перечисленные выше детали.

В устройство отопителя «десятки» входит очередной аппарат – моторедуктор, отвечающий за закрытие и открытие заслонки. Очень маленький мотор который работает от электричества исполняют главную задачу в работе отопительной системе, о чем говорит и схема. Если моторедуктор неисправен, система будет давать только холодный или горячий воздух. В случае, когда моторедуктор перестал работать при закрытой заслонке, система перестанет работать. Мы описали главные элементы отопителя ВАЗ 2110, схема имеет более детальный перечень.

Отметим главные элементы системы:

  • Отопительный прибор.
  • Распределитель воздуха.
  • Блок СУАО.
  • Потолочный измеритель.
  • Рукоять.
  • Заслонка.
  • Моторедуктор.

В системе отопителя отопительный прибор поставлен для нагревания, который поступает вовнутрь ВАЗ 2110. Также называют его теплообменным аппаратом. Нагревание осуществляется за счёт тепла антифриза. С охладительной системой мотора этот элемент объединен патрубками и шлангами. Через теплообменный аппарат печки регулярно двигается антифриз. Заслонка, исходя из команд блока, направляет входящий воздух на отопительный прибор или сразу в салон. Если заслонка отопителя находится в промежуточном положении, то одна часть идет через теплообменный аппарат, а вторая минует отопительный прибор. Если сопоставлять данную деталь печки с предыдущими поколениями ВАЗ, то у нее возникло ряд полезных доработок, показывает это и схема.

СУАО и потолочный измеритель

Эти все действия показывает и схема. Блок собой представляет комплект микросхем, от его исправности зависит нормальная работа печки. И измеритель, и СУАО можно поменять.

Моторедуктор печки изменяет положение заслонки, благодаря чему в салон выполняется подача воздуха. Управляет этим элементом блок СУАО. Если устройство неисправно, заслонка не будет перемещаться. Аппарат собой представляет очень маленький мотор который работает от электричества. При неисправности его в большинстве случаев меняют, так как отремонтировать его будет проблематично. Касается это и заслонки. Схема показывает соединения между редуктором и блоком.

Ниже предоставлена схема деталей, из которых состоит система отопителя автомобиля ВАЗ 2110.

Детальная схема устройства печки ВАЗ 2110

Устройство печки на ВАЗ 2110

  • Устройство
  • Конструкционные особенности
  • Ремонт

На сегодняшний день мы познакомимся с печкой и ее устройством на автомобиле ВАЗ 2110.

Как всем известно, отопительная система оказывает непосредственное воздействие на уровень удобства. Если летом особенной необходимости в теплоснабжении салона нет, то осенью и во время зимы себе представить поездки без него проблематично. В теории ездить можно, только вот пониженные температуры навряд ли будут полезны вашему здоровью.

2110

Убираем отопитель

Устройство

Периодические поломки в работе системы обогрева для ВАЗ 2110 — вещь рутинная и популярная. Потому хозяевам данной модели от российского автопроизодителя то и дело приходится возиться в своём гараже или отправлять авто на ремонт к профессионалам со станций техобслуживания.

отопление

Схема АУ отопителем

Чтобы выяснить то, как собственно проводить ремонтные и профилактические мероприятия, для начала необходимо познакомиться со схемой печки, ее составными элементами.

Ваз 2110. Система охлаждения. Замена тосола. Замена термостата. Замена расширительного бочка


Система охлаждения проблемы ! Решение! Ваз